Цель: развитие эмоциональной сферы старших дошкольников.
Задачи:
Тип занятия: комплексное с элементами тренинга.
Состав группы: дети 6-7 лет 10-15 человек.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех сегодня видеть, давайте возьмемся за руки, слегка пожмем их, передавая друг другу частичку тепла и хорошего настроения, улыбнемся и поздороваемся. (релаксационная музыка)
- Давайте присядем на коврик.
- Вы выросли, узнали много нового, интересного. Совсем скоро пойдете в школу. Давайте посмотрим, что вы знаете о школе?
- Сейчас я загадаю загадки, а вы попробуете отгадать.
Моя подружка так живет:
С утра она чернила пьет,
Потом я ей даю тетрадь,
Она по ней идет гулять. (ручка)
У карандаша простого
Есть помощница одна:
Если сделает ошибку,
Вмиг сотрет ее она. (ластик)
В этой узенькой коробке
Ты найдешь карандаши,
Ручки, перья, скрепки, кнопки,
Что угодно для души. (пенал)
Оценки какие получил ученик
Маме и папе расскажет … (дневник)
Стоит веселый, светлый дом.
Ребят проворных много в нем.
Там пишут и считают,
Рисуют и читают. (школа)
Педагог: Молодцы ребята! Все загадки отгадали!
- Скажите, зачем дети идут в школу? (ответы детей)
- А вы знаете, что должны уметь дети, чтобы пойти в первый класс?
- Очень важно быть внимательным, уметь дружить и справляться с неприятными эмоциями!
- Какие эмоции вы знаете?
Взрослый раскладывает перед детьми по вертикали карточки с эмоциями, на которых изображен один и тот же персонаж, например, все карточки с кошкой в разных настроениях.
Ребенок должен разложить остальные карточки соответственно настроению персонажа, т.е. рядом с веселой кошкой положить веселого попугая, рыбу, мышку и т. д., причем по горизонтали должны быть расположены разные персонажи с одинаковым настроением.
Педагог: Молодцы ребята! Все эмоции отгадали! А как вы догадались? (по мимике)
- Покажите мне эмоцию грусти, радости, злости, страха.
- Отлично, с этим заданием вы справились!
- Скажите пожалуйста, в школе важно дружить, какие эмоции мешают дружбе?
- А какие помогают?
- Правильно ребята!
- А еще в дружбе очень важно уметь доверять. Давайте научимся.
Цель: научиться доверять друг другу, чувствовать настроение другого человека, терпимее относиться к нему.
Описание игры: участники игры делятся на пары. Один человек закрывает (или ему завязывают) глаза: он – "слепой", второй – его "поводырь". Задача "слепого" – бродить по классу, куда ему вздумается; задача "поводыря" – обеспечить его безопасность, голосом или прикосновениями руководя действиями "слепого", но не отбирая у него инициативы.
Задание можно усложнить, предложив "поводырям" не просто следить за "слепыми", но и самим активно участвовать в игре: описать окружающую обстановку; познакомить своих "слепых" друг с другом или с другими "поводырями"; поиграть со "слепыми" в какую-нибудь игру и т.д. Через 5–7 минут "слепые" и "поводыри" меняются ролями.
Обсуждая игру, можно поговорить с учениками о том, как чувствовали себя "слепые" и "поводыри", кому из ребят какая роль была легче. Легко ли было доверять "поводырю"? Что способствовало, а что мешало доверию?
Педагог: Ребята, а вы знаете, что в дружбе очень важно уметь просить о помощи?
- Сейчас мы этому научимся!
Выбирается ведущий – паровоз, остальные дети стоят в "Депо". Паровоз едет, подъезжает к депо и просит помочь вагоны отвезти груз. Называет вагон по имени и говорит: "Уважаемый вагончик – (имя), мне нужна твоя помощь! Помоги, пожалуйста, отвезти груз!"
Вагоны цепляются, паровоз продолжает движение. Когда все вагоны прикреплены – паровоз благодарит их.
Педагог: И с этим заданием вы замечательно справились!
- Еще ученикам очень важно быть внимательными. Давайте проверим, насколько вы внимательны!
Цель: развивать внимание, ритмический слух, зрительную и двигательную память.
Содержание: На столе разложены контуры ладоней правой и левой руки. Задача детей двигаться под музыку, ритмично прикладывая ладони и кулачки к соответствующему изображению.
- Устали ребята? Давайте расслабимся!
Цель: расслабить максимальное количество мышц тела.
Содержание: Ребята, разбейтесь на пары. Один из вас - большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус наклонен несколько вперед, голова опущена. (мяч не наполнен воздухом)
- Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком "с". С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук "с", он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях.
- После второго "с" выпрямилось туловище, после третьего - у мяча поднимается голова, после четвертого — надулись щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут, насос перестал накачивать.
- Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса... Из мяча с силой выходит воздух со звуком "ш". Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. Затем играющие меняются ролями.
- А теперь пришло время отдохнуть!
Цель: учить расслаблять мышцы лица и всего тела в "неприятной ситуации".
Содержание: Группа детей рассаживается по кругу. Педагог включает тихую музыку, и говорит: "закройте глаза, постарайтесь расслабиться и представить себе теплый чудесный денек.
- Над вашими головами проплывает серое облачко, на которое вы помещаете все свои горести, печали, неприятности, заботы.
- Ярко голубое небо, легкий ветерок, мягкие лучи солнца ласкают ваши волосы, щеки, нос, руки. Постепенно ваше тело расслабляется, вы спокойны, вам хорошо и уютно, вы хотите взлететь на встречу к солнцу, небу.
- А сейчас мы постепенно открываем глаза и постараемся новые ощущения, такие как легкость, тепло, уют сохранить в себе на целый день".
- Что вам на занятии больше всего понравилось? (ответы детей)
- Какое у вас на данный момент настроение?
- Чему вы научились сегодня?
- Что узнали нового о своих товарищах?
Прощание "До свидания, милый друг!"