Конспект занятия в подготовительной группе "Еврейский праздник свечей "Ханука"

Задачи занятия:

  • углубить знания детей о празднике Ханука, показать его характерные особенности;
  • использовать авторские обороты речи, сравнения, образные выражения;
  • обогатить впечатления детей удивительной победой Восстания Маккавеев, которая привела к возрождению Храма.

Активизировать словарь: дрэйдл, ханукия, Храм, освящение.

Оборудование: Ханукия, севивоны, кувшинчик, продукты питания, латкес.

Индивидуальная работа: разучивание стихотворений.

Ход занятия

- Ребята, сегодня с утра в группе я нашла вот такой лист.
- Вроде это обычный белый лист бумаги. Вы со мной согласны? (ответы детей)

- Но я вам предлагаю сегодня побыть волшебниками и немного поколдовать с этим листом бумаги. (Воспитатель берет губку и закрашивает ей с помощью гуаши лист, на котором воском нарисованы атрибуты праздника Ханука: Ханукия, севивон)

- Ребята, что это за атрибуты? К какому празднику они имеют отношение?
- Ребята, а знаете ли вы историю праздника Ханука?

- Пора вспомнить, с чего все начиналось.
- Что мы знаем о тех временах? Давайте вспомним последовательность событий.

Ребенок:
В Хануку мы каждый вечер
Зажигаем в доме свечи.
Почему? Хотите знать?
Мы вам можем рассказать.

Игра "Исторические факты"

На доске стоят картинки "Книга Маккавеев". Детям необходимо, опираяся на изображения на каждой картинке, составить рассказ о истории праздника Ханука.

- Молодцы! Очень интересный рассказ у вас, ребята, получился.
- Так что же обозначает слово "Ханука" на иврите? (освящение)
- А сколько дней длится праздник Ханука?

- Ханука - это праздник чего? (света, радости, победы, свободы, веселья, игр, подарков)
- А как называется светильник, который зажигают в течение восьми дней Хануки? (Ханукия)

Горящая Ханукия на еврейский праздник свечей "Ханука"Горящая Ханукия на еврейский праздник свечей "Ханука"

- Куда ставят ханукию в домах на Хануку? (на окно)

- Почему? (для того, чтобы далеко был виден свет)
- Как называется главная свеча? (шамаш или служка)
- С какой стороны начинают зажигать свечи? (Свечи размещаются справа налево, но зажигаются слева направо)

- Почему в праздник Ханука мы говорим о кувшинчике?

(После победы Маккавеев, чтобы утвердить присутствие в Храме Всевышнего, нужно было зажечь храмовую Менору. Для этого требовалось специально приготовленное, освященное масло. Но греки уничтожили запасы этого масла. Для приготовления нового, согласно ритуалу, требовалось восемь дней.

Но Менору нужно было зажечь во что бы то ни стало! И вот евреи нашли в Храме случайно сохранившийся кувшин с освященным маслом, но масла в нем могло хватить лишь на один день. Евреи зажгли храмовую Менору, и, представьте себе, это масло горело в ней ровно восемь дней, пока не было готово новое масло)

- Где находится кувшинчик? (в храме)
- Какое масло было в кувшинчике? (оливковое)
- Почему оливковое масло используется в меноре? (не коптит)

Ребенок:
Огонь священный пусть горит,
И чудо Хануки свершилось!
Храм освящен, тиран разбит!
Менора восемь дней светилась.

Игра "Отремонтируй кувшин"

- Ребята, давайте с Вами поиграем в игру "Отремонтируй кувшинчик"
- Ребята, но ведь говоря о празднике Ханука, мы должны упомянуть не только о кувшинчике и Ханукии. Есть еще кое-что, о чем просто нельзя забыть.
- А о чем именно вы узнаете, когда отгадаете загадку. Слушайте внимательно.

Быстро-быстро завожусь,
Но не еду, а кружусь. (Волчок, дрейдл, севивон)

- В какие игры играют дети на праздник Ханука? (севивон, ханукальные денежки)
- Давайте и мы поиграем в игру "У кого дольше прокрутиться Севивон". Дети подходят к столу и играют в севивон.

Игра "У кого дольше прокрутиться Севивон"

- Замечательно. Вот вы немного и отдохнули, поиграли с севивонами.
- А сейчас я предлагаю Вам поиграть в игру "Найди лишний севивон".
- И каждого из вас будет карточка, где расположены севивоны по рядам. В каждом из рядов Вам нужно будет найти лишний севивон и закрыть его фишкой.

Игра "Найди лишний севивон"

(дети играют стоя у стола)
- Ребята, Вы очень много сегодня рассказали про праздник Ханука.
- Но у меня остались еще вопросы. Скажите, а что еще принято делать в Хануку помимо зажигания свечей на хунукии, помимо игры с севивонами? (В Хануку принято накрывать на стол, готовить латкес и суфганиет)

- А что такое латкес? (Картофельные оладушки. Воспитатель показывает иллюстрацию латкеса)
- Молодцы, ребята, правильно. Много Вы сегодня сказали о празднике Ханука.

- У меня есть вот такие волчки-севивоны. Но только они без узоров, скучные, не праздничные.
- А в чашечках на столах есть круги, полоски. треугольники, с помощью которых можно украсить севивоны. (Дети присаживаются за столы и украшают севивоны)

После завершения практической деятельности с севивонами.
- Молодцы, ребята. Отлично справились с заданием. Вот сколько много праздничных севивончиков у нас получилось.
- Поднимите их вверх, покажите друг другу. (Дети, сидя за столом, поднимают севивоны, показывая их друг другу)

- Молодцы, ребята. А сейчас оставьте свои севивоны на столе.
- А я предлагаю Вам встать и сделать свою Ханукию. (Дети встают в круг и передают друг другу импровизированный огонек)

"Каждый из нас - маленький огонек.
А все вместе мы - великий свет".

- Эти огоньки живут в наших сердцах, глазах.
- Давайте передадим друг другу огонек доброты, внимания, участия.
- Посмотрите друг на друга с теплотой, добротой нашей души. И будем делать это как можно чаще.

Дети поют песню "Хануку веселую мы празднуем снова"

- Праздник Ханука, как мы и говорили, это праздник, на котором должны присутствовать угощения.
- Сегодня для Вас я приготовила угощение, которое принято подавать на Хануку - это, как Вы уже говорили, латкес.

В конце занятия дети угощаются латкесом и угощают им гостей.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!