Конспект НОД по лепке в средней группе "Подружки для божьей коровки"

Цель: создать условия для ознакомления детей с насекомым божьей коровкой и передачи красоты божьей коровки посредством художественной техники – пластилинографии.

Задачи:

  • актуализировать знания детей о насекомых;
  • расширять знания детей о божьей коровке;
  • продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина и размазывать по поверхности с целью раскрашивания поверхности в технике пластилинография;
  • закреплять умение лепить знакомые формы, используя усвоенные приемы: раскатывание пластилина прямыми, круговыми движениями, сплющивание ладонями, присоединения, лепка пальцами для уточнения формы;
  • учить передавать в лепке особенности жука.

Предварительная работа:

  • рассматривание насекомых на основе иллюстративного материала;
  • подготовить зеленую бумагу в форме листочка на каждого ребенка;
  • подготовить пластилин черного, красного, белого цвета;
  • чтение стихотворений "Божья коровка", "Незнакомые насекомые" А. Усачева.
  • подбор загадок, поговорок, потешек;
  • наблюдение за божьей коровкой на прогулке

Материалы и оборудование: пластилин (черного, красного, белого цветов), стеки, доски для пластилина, лист в форме листочка из зеленого картона, готовый образец божьей коровки из белого картона, салфетки, разноцветные цветы из бумаги с изображением насекомых.

Ход занятия

Основная часть

Воспитатель: Ребята, давайте поприветствуем друг друга. (Дети стоят в кругу, произносят приветствие)

Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука.
Здравствуй, друг,

Здравствуй, друг.
Здравствуй, здравствуй, дружный круг.

- А вы любите путешествовать? (ответы детей)
- Я предлагаю отправиться в путешествие на весенний луг.

Звучит мелодия "Звуки весеннего луга"
- Покружись, покружись на лугу весеннем очутись.

- Вот мы и на весеннем лугу, а сколько здесь красивых цветов. (На ковре разложены разные луговые цветы, на цветах изображение насекомых)
- Посмотрите, какие насекомые прилетели на цветы. (кузнечик, муравей, бабочка, пчела, майский жук, стрекоза)
- А вот на этом цветке насекомого не видно, спряталось за цветком. Кто же там угадайте.

С неба в гости прилетела,
На цветочек мамин села.
Крылья красные в горошек,

Шесть прекрасных ножек,
Черная головка.
Кто это? (Божья коровка)

Воспитатель: Ребята, а я знаю сказку про божью коровку. Хотите послушать? (Да, хотим)

- Надо же на листке вырос крошечный гриб – мухоморчик, прожужжала пчела, кружась над кустом.
- И вовсе я не мухомор, - раздался возмущенный голос, - а самый настоящий жук – божья коровка.

- Что это за имя такое странное, божья коровка? - удивилась пчела.
- Ничего странного – возмутилась божья коровка. Мы божьи коровки летаем высоко в небе, а в минуты опасности я выделяю молочко.
- Эта жидкость плохо пахнет, поэтому меня никто не ест. И раз я, как большая корова, даю молочко и летаю высоко в небе, меня назвали "божье коровкой".

Жук с красной спинкой и темными пятнами выпустил крылышки и полетел.
- А куда ты направилась, божья коровка? – спросила пчела.
- На другой куст есть тлю. Один я уже полечила, надо и другой из беды выручать".

Воспитатель: Понравилась вам сказка? (Да)
- Вот оказывается какое это необычное насекомое. Насекомое хищник, которое поедает вредителей – тлю и личинки жуков. Спасает растения от гибели.
- Только вот беда одна божья коровка не сможет спасти все растения луга, да и грустно ей одной.

- Мы можем помочь божьей коровке и изготовить для нее подружек божьих коровок? (Да, поможем)
- Давайте рассмотрим ее. Что есть у божьей коровки? Какого она цвета? (Красная или оранжевая. У божьей коровки есть туловище с крыльями, шесть лап, голова, глаза и усики)

- Божья коровка умеет ловко ползать и летать на большие расстояния. Этот жучок лечит растения. Он поедает тлю – злейшего врага деревьев и кустарников.
- Божья коровка - желанный гость растений, словно лесной доктор.
- Посмотрите на божью коровку, она такая яркая! Ее хорошо видно в траве. И на коре дерева, ее любая птица заметит.

- Яркая окраска предупреждает врагов: "Мы – несъедобные!"
- Почему у насекомых такая окраска? (Дети отвечают)
- Да, яркая окраска предупреждает врагов: "Мы – несъедобные!"

- Если взять жучка в руки, как на сгибах его ног появится оранжевая жидкость с неприятным запахом, отпугивающим птиц.
- Как вы думаете, почему этот жучок называется – божья коровка? (Дети высказывают свои предположения)
- В минуту опасности она выделяет молочко. Эта жидкость плохо пахнет, поэтому божью коровку никто не ест.

- И как раз она, как большая корова, дает молочко и летает высоко в небе, ее назвали "божьей коровкой".
- Этот жучок лечит растения. Он поедает тлю – злейшего врага деревьев и кустарников.
- Божья коровка - желанный гость растений, словно лесной доктор.

- Посмотрите на божью коровку, она такая яркая! Ее хорошо видно в траве. И на коре дерева, ее любая птица заметит.
- Где же ей прятаться? Ей не обязательно прятаться, ведь у нее секрет: она сама умеет защищаться от врагов.
- В минуту опасности она выделяет молочко. Эта жидкость плохо пахнет, поэтому божью коровку никто не ест.

- И как раз она, как большая корова, дает молочко, ее назвали "божьей коровкой", она ярко-красная или оранжевая , чтобы все ее видели: есть ее опасно.
- Понравилась вам сказка? Только вот беда.

- Одной божьей коровке не справиться с вредителями луга, вот если бы были у нее подружки – другие божьи коровки, то ей было бы весело и никакой тли на цветочках не было.
- Ребята, мы можем помочь божьей коровке? Слепим для нее подружек? (Да)
- Дети, перед тем как приступить к работе, давайте немного поиграем.

Физминутка

Мы божьи коровки (дети прыгают)
Быстрые и ловкие. (бег на месте)
По сочной травке мы ползем, (волнообразные движения руками)
А после в лес гулять пойдем. (идут по кругу)

В лесу черника и грибы, (тянемся вверх, приседаем)
Устали лапки от ходьбы. (наклоны)
И кушать мы давно хотим (гладим животик)
Домой скорее полетим. (возвращаемся на свои места)

Практическая часть

Воспитатель: Ребята, прежде приступить к работе, мы разомнем пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Божья коровка
Ползет по травинке. (загибать пальчики по одному)
У божьей коровки
Кружочки на спинке, (загибать пальчики по одному)

Изящные пятнышки (делать кольца из пальчиков)
Черного цвета. (поднести к глазам)
Коровка вздыхает,
Услышав про это: (машут ладошками)

Я так осторожна!
Я так аккуратна!
Откуда ж взялись (развести ладони в строну)
Эти черные пятна?" (уронить ладошки на стол)

- Посмотрите, какая у меня божья коровка. Вы хотите нарисовать свою божью коровку. А какой материал вам понадобится? (Пластилин)
- Сначала закрашиваем спинку жука. Каким цветом? (Красным или оранжевым)
- А кто напомнит, как лепить в технике пластилинографии? (Отщипывать маленький кусочек скатывать пальцами колбаску, прижимать к контуру, размазывать по поверхности)

- Теперь закрасим черным пластилином головку насекомого. По бокам наложим полоски белого цвета.
- Не забудьте про черные точки на спине. Катаем шарик, прикладываем к спинке, прижимаем пальцами.
- Сколько лапок у божьей коровки? (Шесть)

- Катаем тонкие колбаски и выкладываем шесть лапок и усики.
- Из белого пластилина скатываем 2 маленьких шарика – глазки.
Каждый ребенок усаживает свою божью коровку на зеленый листик на лугу (на ковре) и встает рядом.

Итог занятия

Воспитатель: Какие красивые получились божьи коровки!
- Какую технику мы использовали для создания божьей коровки? (Пластилинографию)

- А что вы узнали сегодня про божью коровку? (Она красная с черными пятнышками. Высоко летает и хорошо ползает. Когда боится выделяет молочко)
- Ребята, давайте споем песенку для наших божьих коровок. (Воспитатель рассказывает потешку и показывает движения. Дети повторяют за ним)

Божья коровка, (ритмично покачивают ладонями)
Улети на небо, (делают взмахи перекрещенными кистями рук)
Принеси нам хлеба, (машут кистями рук к себе)

Черного и белого, (хлопают в ладоши)
Только не горелого! (грозят указательными пальцами)
Раз, два, три – лети!

- Не взлетают наши божьи коровки, наверное замерзли. Согреем их нашим дыханием. (Дети дышат на ладошки теплым дыханием)
- Согрелись наши божьи коровки, теперь они полетят вылечат все растения на лугу.
- Молодцы, ребята!

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!