Цель занятия: воспитание у детей безопасного поведения на улице.
Задачи:
Материалы и оборудование:
Предварительная работа: подвижные игры "Светофор", "Воробышки и автомобиль", беседа о городе, наблюдения за транспортом; дидактические и сюжетно-ролевые игры по ПДД; разучивание стихотворений, чтение произведений по теме ПДД.
Воспитатель с детьми выходит на прогулку, и встречают расстроенного и испуганного Карлсона.
- Ребята, смотрите, кто это сидит на полянке. (Карлсон)
- Давайте поздороваемся с ним.
- Ой, ребята смотрите, Карлсон расстроен, и испуган. Давайте спросим, что у него случилось.
Дети: Карлсон, почему ты грустишь, что случилось?
Карлсон: Здравствуйте, ребята! Я живу на крыше, совсем один и у меня нет друзей. Мне очень захотелось прилететь к вам в детский сад, подружиться с вами.
- Но пока летел, у меня сломался мой мотор и я упал. Но я даже не знал, что по дорогам едет так много машин, они все очень быстрые.
- Я испугался, что меня собьют, мне было очень страшно! Я совсем, совсем не знаю, как переходить дорогу, а мне еще нужно домой вернуться.
- А еще возле дороги стоит трехглазое чудище. Оно моргает то одним глазом, то другим, я еле-еле перебежал.
- Помогите мне, пожалуйста! Расскажите, как вы ходите по улицам и не боитесь этого трехглазого чудища!
Воспитатель: Ах, вот в чем дело! Мы рады, что все обошлось! Хорошо, мы постараемся тебе помочь, хоть и наши дети еще не ходят одни по улицам, а только с мамами и с папами.
- И играют наши дети строго во дворе. Но думаю, что ребята знают простые правила дорожного движения. Они тебе помогут.
- У нас в детском саду есть "Лесная школа". Там живет Мудрая сова. Она все знает.
- Мы туда отправимся и узнаем, что же за трехглазое чудище тебе встретилось на дороге.
Воспитатель: Здравствуй, Мудрая сова. Ты везде летаешь и все знаешь. Помоги нам отгадать, что за трехглазое чудище встретилось Карлсону на дороге по пути в детский сад.
Мудрая сова:
Здравствуйте мои друзья!
Вот послушайте загадку:
С тремя глазами живет,
По очереди мигает.
Как мигнет - порядок наведет,
Что это такое? (светофор)
- А как вы догадались, что это светофор? (ответы детей)
- О каких глазах говорится в загадке?
- Правильно, молодцы ребята!
Воспитатель: Ребята, кто-нибудь из вас видел светофор? Где вы его видели?
Мудрая сова: У светофора три глаза: красный, желтый, зеленый. Каждый глаз светофора горит по очереди!
- Вот он зажигает красный глаз, значит, мы должны стоять на месте! Переходить дорогу – запрещено! Машины несутся очень быстро. Выходить на дорогу опасно. Машины не успеют остановиться!
- Вот светофор зажигает желтый глаз. Это сигнал – "внимание"! Транспорт на дороге начинает тормозить, чтобы вовремя остановиться. А пешеходы готовятся к переходу. Еще не идут, а только собираются идти.
- Наконец зажигается зеленый глаз. Теперь можно свободно переходить. Все машины остановились, иди себе на здоровье!
Дидактическая игра "Сломанный светофор"
Воспитатель обращает внимание детей на изображение светофора без цветных сигналов и сообщает, что светофор сломался и предлагает помочь "собрать / зажечь" сигналы светофора. Дети прикрепляют цветные кружки-карточки к изображению светофора.
Карлсон: Спасибо, ребята. Теперь я знаю, что на дороге стояло не чудище, а светофор. Он очень важен и без него на дороге был бы беспорядок.
- А как же правильно переходить дорогу, чтобы машины не задавили?
Воспитатель: Ребята расскажем? (да!)
- Не волнуйся Карлсон, мы не только расскажем, но и покажем.
- Ребята, посмотрите это – дорога, проезжая часть. По ней едут машины.
- Люди, которые идут по улице, как называются? (пешеходы)
- Правильно, пешеходами, где они должны ходить? (по тротуару)
- Как же перейти проезжую часть, если это необходимо?
- Проезжую часть можно переходить только в специальных местах. Как называется это специальное место? (пешеходный переход)
- Как по-другому называют пешеходный переход? (зебра)
Карлсон: Я понял, переход называют зебра, потому что полосатый, как зебра!
Игровые дидактические ситуации "Выполняй команды светофора!"
Воспитатель делит детей на подгруппы (пешеходы и водители) и с помощью игрового оборудования (светофора) моделирует различные ситуации на дороге, например:
Карлсон: Как это интересно, но мне сигналы светофора еще никак не запомнить.
Воспитатель: Ребята, чтобы Карлсону было легче запомнить сигналы светофора, поиграем с ним в игру "Светофор", тогда ему будет все понятно.
Игра "Светофор"
На красный свет светофора - дети стоят, на желтый – шагают на месте. На зеленый сигнал дети идут по кругу. (игра повторяется 3-4 раза)
Игра "Воробышки и автомобиль"
Воспитатель: Ну как, Карлсон, теперь тебе все понятно?
Карлсон: Спасибо, ребята! Так было интересно! Теперь мне стало все понятно.
Воспитатель: Ребята, давайте напомним Карлсону, что узнали сегодня.
- Что помогает нам правильно переходить дорогу?
- Какими цветами светит светофор?
- Что означает красный/желтый/зеленый сигнал светофора?
- Где можно переходить дорогу? (дети отвечают)
- Карлсон, ребята хотят подарить тебе вот такие смайлики. Они светятся ночью.
- И тебя всегда будет видно водителям, если ты будешь переходить дорогу, когда на улице стемнеет.
Карлсон: Спасибо ребята! Я больше не боюсь переходить дорогу и могу возвращаться домой. До свидания, ребята!
Воспитатель: До свидания! Прилетай, к нам еще. Мы тебе еще много интересного расскажем.