Конспект образовательной деятельности для детей 5-6 лет "Жил давным-давно когда-то"

Цель занятия: формирование знаний о вымерших животных, проживающих, когда на нашей планете, воспитать интерес к далекому прошлому Земли.

Задачи:

  • дать представлением о далеком прошлом планеты Земля;
  • познакомить детей с мамонтом, особенностями его внешнего вида, питания;
  • развивать у детей познавательные способности в процессе изучения древнего животного – мамонта;
  • воспитывать экологическую культуру дошкольников.

Словарь новых слов: мамонт, детская игрушка мамонтенок, мягкая или пластмассовая.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и чтение книг по теме "Прошлое планеты Земля".

Оборудование и материалы: маленькая игрушка мамонта, замороженного в куске льда, презентация, документальный фильм о мамонтах для детей дошкольного возраста.

Ход НОД

Организационный момент

Дети играют в группе.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я нашла. на работу и на дороге, когда шла к вам.

- Кусок льда, в котором что-то виднеется. Меня кусочек льда заинтересовал и я решила его взять. (Показываю кусок льда, внутри которого, что-то находится. Дети с интересом рассматривают кусочек льда)

Мотивация

- Ребята, а вам интересно узнать, что там внутри льда?
- Что надо сделать, что бы увидеть, что внутри льда? (Нужно растопить лед)
- Ребята как можно растопить лед? (ответы детей)

- А в какой воде быстрее растает лед в холодной или горячей? (Растапливаем лед и обнаруживаем игрушку)
- Ребята, кто из вас знает кто это? Это животное называется Мамонт. На кого он похож?

В древние века слоны другими были,
Назывались мамонты они.
Люди уж давно про них забыли,
Вспоминают лишь о них слоны одни.

Мамонт, как и слон, имеет хобот.
Бивни есть большие у него.
Зверь он очень мощный, словно робот,
И, пожалуй, нет сильнее никого.

Шерстью были мамонты покрыты,
Чтобы не замерзнуть в холода.
Жили ведь они в местах открытых,
Где кругом снега, лед и вода.

Мамонтов сейчас уж больше нету -
В прошлом оказались все они.
Но скажу сегодня по секрету:
Вместо них сейчас живут слоны!

- Ребята, садитесь на стульчики, я вам расскажу про древнее животное Мамонта. Предлагаю детям занять свои места.
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу я вам: "Будет интересно!"

Основная часть

Демонстрация презентации "Жил давным-давно когда-то…" и рассказ воспитателя

Воспитатель: Мамонт – огромное млекопитающее, которое когда-то бродило по бескрайним заснеженным северным просторам. Взрослые особи часто достигали в высоту четырех метров и весили около 6 тонн. Мамонт близкий родственник современного слона.

Длинные выступающие бивни мамонта достигали 4,5 метра в длину. Предполагается, что они использовались для снятия ледяной корки и снега в поисках пищи, а также для борьбы с сородичами в брачный период и защиты от хищников.

Подобно кольцам на дереве, ученые могут определить возраст и здоровье мамонта по кольцам на его бивнях. А бивни мамонтят содержат информацию о том, что животные ели. Изучив бивни, ученые определили, что мамонты кормили своих детенышей не менее трех лет.

Мамонты оказали огромное влияние на историю человека. На них охотились и вымершие гейдельбергские люди, их потомки неандертальцы, а затем и наши предки кроманьонцы. Мамонта ели, ему поклонялись, его кости использовали для постройки жилищ, и изготовления орудий, его рисовали на стенах пещер, и рассказывали о нем сказки и легенды.

Зимой, чтобы прокормится, мамонты в поисках корма разгребали снег передними конечностями и бивнями. Выносливости этих древних животных тоже можно было позавидовать – в поисках пищи, спасаясь от холодов стада мамонтов, проходили десятки тысяч километров в год.

В их рацион в основном входили различные травы, листья, веточки, тростник, осоки, орехи, фрукты и ягоды. Иногда в свою диету они включали древесину, плоды солянки, кактусы, древесину полыни, водяную березу и голубую ель.

Животные тратили от 18 до 20 часов в день на кормление или движение к источнику пищи или воды. Каждый день потребляли от 100 до 500 кг пищи, пили от 80 до 200 литров воды и производили от 160 до 220 кг навоза.

В равнинных зонах водились свирепые древние кошачьи - львы, которые были больше современных в два, а то и в три раза, тигры, а также предки гепардов и леопардов. И иногда выходили на охоту и древние волки, которые жили на границах лесов и лесостепей.

Они были, да и остаются, очень страшными хищниками, так как охотятся большими, хорошо организованными стаями, и спастись от них почти невозможно. Поэтому мамонты выработали методы обороны в группах, и обзавелись хорошей физической защитой.

В современном мире мамонты довольно популярны, о них снимают художественные и документальные фильмы, мультфильмы, их вставляют в компьютерные игры. Но их и довольно активно изучают самые разные исследователи: палеонтологи, историки, биологи, палеозоологи, генетики и так далее.

Итог занятия

- Ребята, а что вы сегодня нового узнали? (дети отвечают)
- Действительно Мамонт интересное древнее животное?

- А чем он вам понравился?
- Молодцы, ребята!

Рефлексия

Ребята, давайте в нашей группе создадим Музей палеонтологии и первым экспонатом нашего музея будет Мамонт.

Размер:
16.73 Kb
Скачали:
3