В проекте "Национальной доктрины образования в Российской федерации" подчеркивается, что система образования призвана обеспечить …воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость".
Широкие возможности в воспитании и развитии личности имеет искусство архитектуры. Приобщение к архитектуре способствует формированию познавательных интересов, дает возможность знакомить детей с широким кругом предметов и явлений.
Общение с архитектурой делает ребенка отзывчивым красоте, развивает чувство прекрасного, воспитывает бережное отношение к культурному наследию своей страны, уважение к результатам человеческой деятельности, художественному созиданию.
Образы архитектуры вызывают у детей потребность выразить свои впечатления в различных видах художественной деятельности, являются толчком к самостоятельной творческой деятельности.
Цель занятия:
Задачи:
Материалы к занятию:
Предварительная работа:
Звучит аудиозапись песни "Священная война". (муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева – Кумача)
Педагог: Ребята, что вы чувствовали, когда слушали эту мелодию? (Ответы детей) Что нужно делать под такую музыку? (Идти воевать, сражаться
- Совершенно верно. Сегодня тема нашего занятия – путешествия "Подвиг русских разведчиков и спасенные архитектурные памятники".
- Давайте подумаем, о чем нам говорит тема сегодняшнего занятия? (ответы детей)
- Правильно, совсем скоро все люди нашей страны и не только будут отмечать самый главный, самый дорогой для всех праздник.
- Знаете, как он называется?
9 мая - Мы отмечаем День Победы в Великой Отечественной войне. Праздник очень светлый и радостный, но вместе с тем и грустный. Закончилась война с фашистской Германией и сегодня мы с благодарностью вспоминаем наших воинов-защитников, отстоявших мир во всем мире.
Мы бесконечно благодарны сегодняшним ветеранам и всем, кого уже нет в живых. Это им мы обязаны тем, что счастливо живем сейчас под чистым, мирным небом. И неслучайно тема войны и архитектуры взаимосвязаны между собой. А узнаем, отправившись в историческое путешествие.
О, сколько было подвигов на свете,
Они уже в преданья отошли.
Из уст в уста их повторяют дети
На всех материках большой земли.
И будут повторять из уст в уста,
И каждом подвиге незрима
Своя и глубина, и высота,
И красота своя неповторима.
Но из всего того, о чем мы слышим,
И из того, что мы вершим пока,
Солдатский подвиг я считаю высшим
И самым бескорыстным на века.
- Ребята, вы любите смотреть фильмы про войну и подвиги наших солдат?
- Я предлагаю вам просмотреть отрывок из кинофильма "Без права на ошибку" в котором рассказывается как наши солдаты спасают город Прагу с его неповторимыми архитектурными строениями и памятниками прошлого. (4 серия, момент разминирования снарядов и спасение города от взрыва)
Дискуссия по просмотренному отрывку кинофильма
- Ребята, а вы заметили, что в ходе фильма мы с вами не увидели города который спасли солдаты?
- Хотите посмотреть на него?
Дети становятся в круг и предавая звезду по кругу, называют качества воина-защитника. (Смелый, добрый, храбрый, отважный, умный, заботливый, сильный, умелый, защитник слабых, любит Родину, хитрый, мужественный, неустрашимый, бесстрашный, удалой, не робкий, крепкий, здоровый, могучий, героический и др.)
- Молодцы, вы назвали много качеств, которые нужны воинам-солдатам. Без чего солдат не сможет воевать.
На фоне музыкального произведения "Священная война" Педагог начинает презентацию.
- 22 июня 1941 года началась Великая отечественная война - освободительная война советского народа против фашистской Германии.
Планы фашисткой Германии были большие: это и всех поработить и все разрушить. Но их планам не суждено было сбыться, наши советские солдаты ценою своей жизни спасали Мир.
- Прошла война, идут года. В городе тысячи разных сооружений. Это отдельные здания и их ансамбли, площади и проспекты, парки и стадионы. Здания заводов, фабрик - промышленная архитектура. Жилые дома, школы, больницы, детские сады, магазины, библиотеки - гражданская архитектура.
- Есть здания, созданные для искусства это - театры, музеи, цирки. Внешний облик зданий зависит от их назначения. Все они разные, имеют свои особенности, но все они построены для человека.
- Ребята, а кто из вас знает, как называют человека, который придумывает эти здания?
- Да, в каждом селе, городе, столице есть свои архитекторы которые создают неповторимый образ своей страны, своего народа с учетом национального колорита.
- Пражские архитекторы соединяют в своих проектах пользу, прочность, красоту прошлого и настоящего города Праги. "Карлов мост"
- Ребята, вы заметили, как переплетаются между собой каменные (старинные мосты) и современные транспортные мосты), у них разная архитектура?
- Давайте рассмотрим следующие слайды. Здесь мы с вами видим дома, построенные с учетом национального колорита.
- Посмотрите в городском уличном кафе есть ажурная изгородь, столики они резные, как кружево, чугунные. Они тоже относятся к архитектурным постройкам.
- Кто вспомнит, кто делает такие ограды, столы и т.д.?
- Посмотрите на другой слайд. Как вы думаете, что это? (в случае затруднения в ответе, педагог помогает с ответом)
- В чем отличие церкви и собора?
- Обратите внимание на следующий слайд, какое необычное здание, как вы думаете, что это?
- Правильно, это замки. Посмотрите, как они смотрятся изящно и величественно
- Ребята, я предлагаю вам сесть на самолет и отправиться назад домой в Россию из гостеприимного города Праги.
Самолеты загудели, (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками)
Самолеты полетели, (руки в стороны, поочередные наклоны влево и вправо)
На полянку тихо сели, (присесть, руки к коленям)
Да и снова полетели.
- Вот мы и дома, а чтобы закрепить свои впечатления о городе Прага предлагаю вам вспомнить и коллективно сконструировать то, что вам больше всего понравилось. (мосты, дома, соборы, замки)
В процессе сооружения построек детьми, воспитатель помогает детям правильно распределить участки стройки, следит, чтобы все работали не спеша, (но не теряли чувства времени), аккуратно укладывали детали, рационально использовали их.
Рассматривание построек. Поощрение тех, кто больше проявлял инициативы и изобретательности, согласованности и дружелюбия.
- Вот и подошла к концу наша с вами необычное путешествие в волшебный мир архитектуры города Праги, который спасли наши солдаты-разведчики.
- И как поется в песне "День Победы" - Пол-Европы прошагали, полземли.
- Этот день мы приближали как могли, а приближали они своим мужеством, доблестью, отвагой для того чтобы мы с вами живущие на Земле люди разных народов радовались архитектурным достопримечательностям такого красивого и величественного города как Прага.
- Мы сегодня познакомились лишь с очень малой частью того прекрасного и необычного, что можно встретить в удивительном городе. Но мы будем продолжать наше знакомство.
- А сейчас я хочу узнать, с чем я вас познакомила на сегодняшнем занятии? Какие архитектурные строения вы запомнили? Что вам больше всего понравилось?
- На этом наше занятие подошло к концу. Большое спасибо за наше совместное познавательное путешествие, ваше внимание, усердие, работоспособность.
Домашнее задание
- Когда наступит День Победы, вместе с родителями обязательно побывайте у памятника солдатам Великой Отечественной войны в нашем городе.
- Поклонитесь их памяти!