Конспект занятия по обучению чувашскому языку "Знакомство с элементами чувашского национального костюма"

Цель: формировать положительное отношение к изучению чувашского языка, к людям, говорящим на этом языке, культуре чувашского народа.

Задачи:

  • продолжать работу по формированию фонематического слуха, правильного произношения чувашских звуков: ĕ, ă, ÿ, ç в словах и фразовой речи;
  • активизация в речи слов на чувашском языке: ырă кун пултăр, сывă пулăр, тавтапуç, масмак, кĕпе, саппун, пиçĕххи, тумтир;
  • уточнить и расширить знания и представления детей об узорах, цветовых решениях чувашского национального костюма.

Предварительная работа: рассматривание чувашской национальной одежды в мини музее детского сада "Уголок краеведения", альбомов "Солнечная Чувашия", "Чăваш тĕрри".

Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование, мольберт, элементы чувашской национальной женской одежды, куклы Нарспи и Сетнер, презентация "Мой родной край", чувашская этническая мелодия, бумага красного цвета, штампики, гуашь белого и желтого цвета, влажные салфетки, одноразовые тарелочки.

Методы и приемы: игровая мотивация, рассматривание чувашского национального костюма, художественное слово (считалка, поговорка), использование ИКТ, вопросы, музыкальное сопровождение, чувашская хороводная игра.

Ход занятия

Стулья расставлен полукругом у мультимедийного проектора.
Воспитатель: Сегодня у нас необычный день, к нам в гости пришли куклы Нарспи и Сетнер. Поздороваемся с ними на чувашском языке. Ырă кун пултăр!
- Садитесь на стулья. Ребята, как называется наша страна? (ответы детей)

- Наша страна самая большая в мире и в ней много республик. А как называется наша Республика?
- Как называется столица нашей республики?
- У каждой страны, республики и города есть свои государственные символики. Посмотрите на экран.

- Вы когда-нибудь эти символы видели? Как они называются? (герб, флаг)
- Да, это герб и флаг. Что нарисованы на гербе и флаге? А какими цветами они раскрашены?
- Красный и желтый – это традиционные цвета чувашского народа. Следующий символ – это гимн.

- Гимн – это песня о родине, которая исполняется во время праздника или торжественного мероприятия, а слушают ее стоя и молча. Предлагаю вам послушать гимн Чувашской Республики. (все встают, включается аудиозапись гимна)
- В этой песне говорится о родине, природе, о семье, о дружбе. А сейчас, давайте мы с вами подвигаемся. Встаньте около своих стульев, поиграем.

Физкультминутка

Мы в Чувашии живем
Есть у каждого свой дом.
Есть работа, есть друзья
Мама, Папа, есть и я. (садятся на свои места)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая необычная одежда у наших гостей. Как вы думаете, как называется этот наряд?
- Наряд на чувашском языке – тумтир. Повторим вместе – тумтир. Что на голове у Нарспи? Масмак. (индивидуальное повторение 2-3 детей)
- Масмак красного цвета и украшена вышивкой. Нарспи в белом платье – кĕпе. Поверх платья завязала фартук – саппун.

- Сетнер в белой рубашке и поясе. Пояс на чувашском – пиçĕххи. Платье и рубашка украшены вышивкой. Какие они нарядные. Вам нравится?
- Рассмотрим предметы одежды женского наряда. Женщины и девочки на голову надевают масмак – это повязка на голову, она украшена узорами монетами, бисерами и бусами.

- Наша родная Чувашия славится вышивкой. Ее называют краем ста тысяч узоров. 26 ноября отмечают День Чувашской вышивки. Давайте рассмотрим, какими же узорами вышивали.
- Вышивка состоит из геометрических узоров: полос, зигзагов, квадратов, прямоугольников и треугольников. Использовали нитки красного, желтого, зеленого цвета.
- Желтый означает солнце, красный – жизнь, любовь, зеленый – трава. Вышивкой так же украшали салфетки, полотенца.

Приглашаю вас поиграть в чувашскую хороводную игру "Çÿрет Ваня", но в начале выберем водящего по считалке: Икĕ кишĕр, пĕр сухан, эп юлатăп, эс тухан. (Дети ходят по кругу, в середине круга ребенок выбирает себе друга и танцуют вместе, остальные хлопают)

Çÿрет Ваня, çÿрет Ваня
Çаврашка ăшĕнче,
Çаврашка ăшĕнче.

Шырать Ваня, шырать Ваня
Хăй валли юлташ вăл,
Хăй валли юлташ вăл.

Тупрĕ Ваня, Тупрĕ Ваня
Хăй валли юлташ вăл,
Хăй валли юлташ вăл.

Воспитатель: Маттур, молодцы! Садитесь, пожалуйста, за стол. Сейчас я предлагаю вам украсить свой масмак. Для этого предлагаю взять штампики, краски и начать работать.
- Посмотрите, какие они у меня получились. (показ образца на мольберте)

- Свой масмак украшайте как вам нравится. Приступаем к работе. (Включается чувашская этническая музыка. Работа детей)

Итог, рассматривание работ

- Ребята все постарались, какие красивые масмаки получились у девочек и мальчиков. Какой масмак вам больше всего нравится?
- Замечательные работы! Какие чувашские слова запомнили?
- Хотите еще узнать о чувашском национальном костюме? Попрощаемся с нашими гостями. Сывă пулăр!

Размер:
39.66 Kb
Скачали:
1