Конспект организованной образовательной деятельности на тему "Посиделки – Лармалла"

Цель: расширение знакомства с доступной для детского восприятия культурой чувашского народа.

Задачи:

  • обогащать представление о национальном развлечении "Посиделки - Лармалла";
  • ознакомление с чувашскими песнями, играми, хороводами;
  • формирование у дошкольников представление о чувашской национальной культуре и ознакомление с традициями чувашского народа.

Ход занятия

Воспитатель: С давних времен чуваши проводили обрядовые праздники. А зимой, когда была завершена трудовая работа, молодежь собиралась в какой-нибудь избе.
- Посиделки были, как праздником. Чтобы пойти на посиделки, молодежи надо было хорошо поработать дома.
- Но и не всегда их отпускали родители. Да, если их и отпускали, то обязательно давали работу.

- Девушки вышивали, пряли пряжу из шерсти, вязали кружева. Юноши плели лапти и корзины, вязали веревки. На посиделках веселились, играли, шутили.
- И песни пели, плясали.

Ребенок: Чувашская земля, родимый край,
Ты всех похвал и почестей достоин
Здесь солнце, словно пышный каравай,
Тут воздух, будто на меду настоян

Живет тут удивительный народ,
Способен веселиться и трудиться,
Который очень нежно бережет,
Жемчужны преданий и традиций.

Илюк Айтар ачасем Анюк патне лармана каятпар!
Девочка: Айтар, айтар (поворачивается к воспитателю) ачасем.
Илюк, чен ачасене. (мальчик убегает и возвращается с друзьями)
Илюк Айтар, Айтар Анюк патне лармана!!!

Ала еçсене илтер-и?
Дети: Илтемер, илтемер! (стучатся к Анюк)
Сывǎ-и Анюк?
Анюк (Анюк встречает): Сывах, кěрěр, кěрěр. Иртěр малалла.

Воспитатель: Посмотрите ребята на Анюк. Она надела красивое, чувашское платье, украшенное яркой вышивкой. (Рассматривает одежду Анюк)
- Мен таханна Анюк? (Кепе)
- Какие узоры вы видите на платье? (ответы детей)

- Какие цвета есть на узорах?
- Что означает красный цвет?
- Что означает черный белый зеленый голубой?

- Как называется головной убор? (Тухья)
- Девушки носят на голове тухью. Она считалась волшебной и украшалась вышивкой, бисером и на нее пришивались серебряные монетки, звон которых отгонял злых духов и оберегал от всякой нечисти.

- Послушайте, как звенят монетки. Тухья передавалась от матери к дочери, от бабушки к внучке и считалась самым дорогим подарком. (Рассматривают тухью на Анюк и хушпу на воспитателе)

- Ребята, как называют головной убор у женщин? (Хушпу)
- Чем они отличаются?

Айтар вайа пуслар-и
Воспитатель Айтар вайǎ выляр-и
Выляр-и те кулар-и
Çапла перле саванар-и?

- Давайте вместе поиграем в игру Тухья.

Игра "Тухья"

- Анюк Часто вечерами за околицей водили хороводы.
- И мы с вами поведем хоровод.

Хороводная игра "Семерт çеçки суралать"

Илюк Туп-тут тупата
Ик урара сапата.
Сапаталла выляр-и
Тус-танташпа савнар-и

Воспитатель: Сейчас в лапти мы сыграем
Ноги выше поднимаем.

Игра "Çǎпата"

Смело глазки горят
У чувашских у ребят
И играть они хотят
В чувашскую игру "Ятне пěлмелле".

Хороводная игра "Узнай по голосу"

Илюк Херачасем юлташсем вай висмелле вылар-ха
Дети: Айтар выляр
Анюк Пахар-ха кам маттур паттар кунта?

Игра "Батыр"

Девочки: Маттурсем пирен арсын ачасем
Воспитатель: Солнце садится. Вечереет.
Нам домой идти пора.
Илюк Хěвел те анать,

Каç та пулать.
Вǎхат çывхарать
Киле каймалла пулать.

Илемлě, илемлě
Илемлě чаваш ваййи,
Илемлě чаваш ваййи те
Выляма пěлсен кǎна

Исполняется песня "Илемлě" в хороводе и на второй куплет говорят: "Чипер юл Анюк". (уходят)

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!