Конспект занятия для детей с ОВЗ "Вода – одно из удивительных веществ на нашей планете!"

Цель: развитие познавательной активности детей подготовительной группы в процессе экспериментирования с водой.

Задачи:

  • дать первоначальные знания о "Круговороте воды в природе";
  • познакомить со свойствами воды через опытно-экспериментальную деятельность;
  • учить детей делить слова на слоги, прохлопывать их количество;
  • подбирать слова-действия.

Материалы: рюкзак, веревка, спички, плед, фонарик, яблоко, глобус, мяч, тарелка и нож, банка с водой, стакан, набор предметных картинок, сосуды разной формы, наборы сыпучих веществ и др.

Ход занятия

Воспитатель подходит к окну и обращает внимание играющих детей, какой сегодня солнечный день. Как красиво ожила природа с приходом весны. Предлагает проговорить чистоговорку.

На – на – на – наступила весна.
Не – не – не – очень рады мы весне.
Чи – чи – чи – солнца теплые лучи.
Од – од – од – собираемся в поход.

Воспитатель: Ребята мне сегодня утром очень захотелось пойти в поход. А вы ходили когда-нибудь в поход с родителями? (Ответы детей)
- Смотрите, я даже уже подготовилась, собрала рюкзак. Но только не очень уверена в том, что все необходимое положила в него.
- Вы поможете мне проверить, а вдруг я, что-то забыла взять? Как говорится в пословице: "одна голова хорошо, а две лучше".

Все располагаются на коврике. Вынимают из рюкзака все, что собрал для похода воспитатель. Дети объясняют, для чего нужны в походе эти вещи веревка, спички, плед, фонарик, яблоко.
- Мне кажется, я все-таки, что-то забыла? (Дети вспоминают, что в рюкзаке нет воды. Если затрудняются, воспитатель подводит их к этому с помощью наводящих вопросов)

- Ребята как вы думаете, человек может прожить без воды и сколько?
- Без воды человек может прожить не больше 3-х суток.
- Ребята, а внутри человека есть вода? (да)

- Оказывается, человек состоит на 75 процентов из воды. Внутри человека есть вода. И для чего она нужна? (в крови, помогает переваривать пищу, выводить вредные вещества, чтобы хорошо работали почки и т.д.)

- Без воды человеку не прожить!
- А в группе нам нужна вода?

Игра "Подбор слов – действий"

- Что можно сделать в детском саду и дома при помощи воды? (пить, мыть, купаться, плавать, варить и т.д.)
Воспитатель подводит ребят к глобусу.
- Что это? А что такое глобус?

- А почему на глобусе много синего цвета? (Ответы детей)
- Если на карту Земли посмотреть, то суши на Земле всего одна четверть. Но странный вопрос возникает тогда. Планета должна называться вода?
- На что похожа наша планета. (Дети предлагают свои варианты ответов)

- На мячик похожа наша планета или, к примеру, на яблоко это. (показывает яблоко)
- У меня в руках яблоко, если его поделить на 4 части, то только 1 часть суша, а остальное вода. (Воспитатель делит яблоко)
- Но вся ли она пригодна для питья?

Игра с мячом "Противоположности"

Например: глубоко – мелко, чистая – грязная, прозрачная – мутная, холодая – горячая, соленая – пресная и т.д.
Делают вывод, что вода делится на соленую и пресную. Мы употребляем только пресную воду, а ее очень мало. Если посмотреть на примере трехлитровой банки и стакана, то пресной воды будет всего 0,5 стакана, вода в реках – всего несколько капель. (Демонстрирует детям)

Воспитатель: Где находится соленая вода? А где пресная?
А только ли человеку на планете нужна вода?

Дидактическая игра "Кому на планете нужна вода?"

Детям раздаются капельки на клейкой основе. Необходимо выбрать картинки, кому нужна вода. И приклеить к ним капельки. Объяснить свой выбор. Дети делают вывод, что всему живому на планете нужна вода.

- Ребята я предлагаю вам поделить на слоги, слова, изображенные на картинках к которым вы прикрепили свои капельки. (Дети делят слова, прохлопывая количество слогов)
- Если вода всем и везде нужна, почему она не заканчивается на земле?
- А кто из вас слышал о процессе "Круговорот воды в природе"? (Дети вместе с воспитателем составляют на магнитной доске схему "Круговорот воды в природе)

- Ребята, а давайте проверим, все ли мы знаем о воде. Хотите? Мы сейчас все вместе отправимся в лабораторию. Как вы думаете, что такое лаборатория.
- Правильно это место, где ученые проводят опыты и ставят эксперименты.
- Давайте сегодня мы с вами станем такими учеными и будем проводить опыты по исследованию воды, ее свойств.

- Ребята, прежде чем приступить к исследованию, вспомните правила поведения в лаборатории.

  • Не шуметь и не толкаться – этим мы мешаем другим.
  • Аккуратно обращаться с посудой и с веществами.
  • Слушаться воспитателя, ни чего не пробовать на вкус, не нюхать и не брать руками без разрешения взрослых.
  • Внимательно следить за результатом опыта.
  • Закончив наблюдение, сделать вывод.

Воспитатель и дети проходят в первую лабораторию.

Опыт "Состояния воды"

Воспитатель: Сегодня мы попробуем с вами удержать воду в руках. Откройте ваши ладошки. (наливаю воду)
- Что происходит с водой?
Вывод: воду трудно удержать, она стремится убежать. Вода – текучая жидкость.

- Ну, а сейчас снова откройте ваши ладошки. (положить лед)
- Что мы увидели?
Вывод: превратилась в лед вода и не стремится никуда.

- А когда вода превращается в лед?
- А еще вода может быть в виде пара. Пар тоже вода. (открываю термос с горячей водой)

Жар, огонь, вода кипит
B над водою пар стоит.

- Если мы над паром поставим зеркало или стекло, что мы увидим? (Капельки воды)
- Пар – вода.
Вывод: здесь отчетливо видны состояния воды: твердое, жидкое, парообразное.

Опыт "Форма воды"

Воспитатель: У меня есть объемные геометрические фигуры. Какой они формы? (дети отвечают)
- А имеет ли форму вода? Возьмем разные сосуды и наполним их водой. Форму, которую принимает вода, все время изменяется.
Вывод: вода не имеет формы. Вода жидкость. Принимает форму того сосуда куда ее налили.

Опыт "Вкус воды"

Воспитатель: Как вы думаете, вода имеет вкус?
- В стаканчиках вода. Попробуйте ее. (Дети пьют воду)
- Какая она? Сладкая, соленая? (безвкусная)

- Добавьте в воду различные вещества (сахар, соль или лимонный сок), возьмите свои трубочки и попробуйте воду. Какой вкус у воды?
Вывод: вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества, которое в нее добавлено.

Опыт "Запах воды"

- Давайте определим если у воды запах. Понюхайте воду. Вода чем – нибудь пахнет? (Нет)
- А если мы размешаем в воде лимонный сок, вишневый сироп. Есть ли запах? (Да)
- Чем она пахнет?

Вывод: вода запаха не имеет, но приобретает запах того вещества, которое в нее поместили.

Опыт "Цвет воды"

Воспитатель: Возьмем 2 стакана: один с водой, а другой с молоком. Две трубочки опускаем в стаканы. Что мы обнаружим?
Вывод: в воде трубочку видим, а в молоке – нет. Значит вода прозрачная.

- Но воду можно сделать не прозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску, а затем опустим в воду. Вода становится не прозрачной.
Вывод: вода прозрачна и не имеет цвета, но может приобретать цвет того вещества, которое в нее поместили.

Дыхательная гимнастика

Воспитатель предлагает сделать дыхательное упражнение. Губы трубочкой и щеки напрягаем. Вдох через нос, выдох через рот в трубочку. Щеки надувать нельзя. Обратите внимание, как под струей выдыхаемого воздуха появляются колебания в стакане с водой.

Опыт "Вода растворитель"

Воспитатель: Ребята мы с вами выяснили, что вода не имеет вкуса цвета запаха, но она приобретает все это если в нее положить какие - нибудь вещества.
- Посмотрите, в стаканы с водой, в которую мы добавили сахар, соль, лимонный сок.
- Вкус появился, запах появился, цвет появился, а где вещества, которые мы добавили в воду? Куда они исчезли?

Вывод: своего вкуса у воды нет, если же в нее добавить вещества, она меняет вкус. Вода это растворитель!

- Суп приготовить добавляем соль, компот и чай – сахар, а чтобы постирать добавляем стиральный порошок.
- Но это свойство воды может оказаться опасным, если в воде растворить опасные вещества. Поэтому, пробовать воду нужно только тогда, когда вы уверены, что в ней растворены съедобные вещества.

- Ребята, а давайте проверим, все ли вещества растворяются в воде?
- Что произойдет, если мы добавим в воду песок?
- Добавляем к воде речной песок, перемешиваем. Изменилась ли вода? Растворился ли речной песок? Стала она мутной или осталась прозрачной?

- Растворится ли в воде постное масло? Добавляем в воду масло, перемешивают. Какой стала вода? Мутной или прозрачной? Растворилось ли масло в воде?
Вывод: вода растворитель, но не все вещества в ней растворяются.

Физкультминутка

(релаксация под музыку)
- Делать научные открытия дело не из легких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам.
- Давайте выйдем из лаборатории и разомнемся. Мы превратимся в капельки и тоже побываем в разных состояниях.

- Когда вода находится в твердом состоянии, то ее молекулы – маленькие капельки, очень плотно прижимаются друг к другу, как будто им холодно – они замерзли.
- Давайте и мы встанем близко друг к другу и станем плотным кусочком льда.
- А когда вода находится в жидком состоянии, то ее молекулы берутся за ручки и могут двигаться и менять положение.

- Мы тоже возьмемся за руки и попробуем походить по комнате по кругу и змейкой, как будто ручеек бежит весной.
- Когда же вода находится в газообразном состоянии, то ее молекулы отпускают ручки друг друга и разлетаются.

- И мы разомкнем наши руки и свободно побегаем, как легкие капельки пара. (Воспитатель называет состояния воды, дети выполняют задание)
- Отдохнули? Давайте пройдем в третью лабораторию.

Опыт "Фильтрование воды"

Воспитатель: Ребята давайте представим такую ситуацию. Вот мы с вами не взяли воду в поход. А пить ужасно хочется. Рядом нет чистой воды, вся вода грязная.
- Что нам делать? (Ответы детей)
- Ну, а сейчас пришло время попробовать очистить воду. Как называется очистка воды?

- Если дети затрудняются, воспитатель подсказывает. (фильтрование воды)
- Бывает такая ситуация, что воды чистой рядом нет, но жизненно важно нужно глотнуть хотя бы глоточек воды. Существуют разные способы очистки воды.
- С самыми простыми способами, которые вам в жизни могут пригодиться, мы сейчас познакомимся.

- Для этого возьмем: воронку, носовой платок, вату и емкости для воды. Вместе с детьми выясняем, как сделать очистительные устройства – фильтры.
- Мы с вами очистили воду, но можно ли ее пить?
- Верно, такую воду сразу пить нельзя в ней очень много микробов.

- Что нужно с ней сделать, что бы избавиться от микробов? (Прокипятить)
- Итак, мы узнали самый простой способ очистки воды, но с фильтрованной водой мы встречаемся каждый день.
- Вода, которая поступает к нам в квартиры тоже фильтрованная, но ее очищают не такие фильтры; как изготовили мы, а большие и сложные.

Вывод: воду можно очистить через фильтр.

Воспитатель: Мы с вами провели большую работу в лабораториях, узнали много интересного о воде, познакомились с ее свойствами. Я предлагаю нам всем вместе оформить альбом, в котором мы соберем все свои знания о воде.

- Ребята придумайте, как можно назвать наш альбом?
- Выслушивает все предложения детей. Выбирают название "Вода – одно из удивительных веществ на нашей планете!"

Дети подходят к столу с картинками и схемами. Этот альбом мы предложим посмотреть детям других групп, что бы они тоже могли узнать о воде, что-то новое и интересное. Дети и воспитатель оформляют альбом, еще раз закрепляя полученные знания.

- Что же самое главное мы узнали о воде?
- Вода нам нужна везде, без нее мы не можем прожить ни дня. Без воды наша планета погибнет. Как, нужно относиться к воде? (Бережно)
- Нужно закрывать кран, когда вымыл руки. Охранять - не бросать мусор, когда на природе, то помнить правила поведения. Вода - одно из самых удивительных веществ на

- Ребята, что же мне нужно положить в рюкзак? (Воспитатель вместе с детьми, кладет в рюкзак бутылку с водой)
- Спасибо что вы мне помогли, собраться в поход.
- И если вы пойдете с родителями в поход, то уже наверно никогда не забудете взять воду.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!