Подгрупповое логопедическое занятие по развитию связной речи "В гостях у Лесовичка"

Цель: уточнить и закрепить знания детей о лесе и деревьях.

Задачи:

  • расширять и активизировать словарный запас по темам "Лес. Деревья", "Птицы. Животные";
  • развивать образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  • воспитавать бережное отношение к родной природе.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением весеннего леса, предметные картинки с изображением животных, картинки с разными звуками, мяч, снежинки, волшебная коробочка.

Ход занятия

Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Посмотрю на ваши лица,

- С кем бы мне здесь подружиться?
- Ребята, на сегодняшнее наше занятие пришел гость. Кто это? (Лесовичок)

- Он приглашает нас посетить "Лесную школу".
- Где-то за тридевять земель стоит сказочный лес. Деревья там высокие, величественные. (показать)

- Воздух там свежий и чистый. (медленно вдохнуть и выдохнуть)
- А в этом лесу живет много зверей. Пойдем к ним в гости. Не боитесь? (нет!)
- Прежде всего, вспомним наше речевое правило.

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать,
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

- А теперь поздороваемся с наши руками и ногами.

Здравствуйте, ручки - хлоп, хлоп!
Здравствуйте, ножки - топ, топ!
Здравствуйте, ушки - ух, ух!
Здравствуйте, щечки - плюх, плюх!

Здравствуй, животик - бум, бум!
Здравствуйте, губки - чмок, чмок!
Здравствуйте, зубки - щелк, щелк!
Здравствуй, мой носик - пи-пи!

- Поздоровайтесь с гостями. (Добрый день)

Улыбнитесь всем вокруг,
Руку дайте другу слева
И скорей вставайте в круг.

Артикуляционная гимнастика "На полянке"

- Прежде чем мы начнем наше путешествие, нам необходимо выполнить артикуляционную гимнастику. Готовы?
- Поглядите, на дереве сидят маленькие "Голодные птенчики".
- А у лесного озера сидят 2 лягушки и дразнят друг друга: "Заборчик", "Дудочка".

- Посмотрите, в серединке озера расцветают замечательные цветы. Они очень похожи на "Чашка"
- Лисичка пробежала, посмотрите, как она быстро виляет хвостом: "Часики", "Качели"
- Поглядите, Мишка рядышком сидит и ест малинку: "Вкусное варенье".

- Не будем мешать животным и тихонечко пойдем дальше. Посмотрите сколько здесь "Грибов". Соберем? (да!)
- А что это за шум? Кто так громко цокает? Это лось бежит и зовет нас за собой "Лошадке"
- Мы с вами на опушке леса. Воздух свежий. Вдохните в себя несколько глубоких глотков воздуха. Как хорошо!

- Кругом деревья, кусты. Давайте поздороваемся с лесом. (Здравствуй, лес!)
- А вот и лесная поляна. Как много красивых цветов! Но, прежде чем отправиться в лес, давайте вспомним правила поведения в лесу.

Игра "Можно-нельзя"

(дети отвечают хором)

  • Ломать деревья и ветки ... (нельзя)
  • Сажать больше деревьев ... (можно)
  • Ходить и топтать на лугах цветы ... (нельзя)
  • Ходить только по тропинкам ... (можно)
  • Рвать большие букеты цветов ... (нельзя)
  • Любоваться ими ... (можно)
  • Оставлять мусор в лесу ... (нельзя)
  • Собрать мусор в яму и закопать ... (можно)
  • Разжигать костры в лесу ... (нельзя)
  • Беречь лес от пожара ... (можно)
  • Разорять муравейник ... (нельзя)
  • В лесу шуметь ... (нельзя)

- Ребята, вы хорошо знаете правила поведения в лесу. Я, надеюсь, что вы их всегда будете соблюдать и бережно относиться к природе. А теперь нам пора отправляться в путь.
- Мы пришли в "Лесную школу". Что вы услышали, попав сюда? (пение птиц, журчание ручья, жужжание пчелы, стрекотание кузнечика, кукование кукушки, шелест деревьев, пение ветра)

- Сейчас я загадаю вам загадку. Слушайте ее внимательно!

"Многоэтажный дом, который не строил человек. С невидимыми стенами и с невидимым потолком. В этом доме очень разные квартиры. В верхних этажах - светло и сухо. В нижних этажах – темные и сырые.

В доме есть теплые квартиры, в которых можно жить круглый год. Есть холодные квартиры, в которых Можно жить только летом или весной".

- Догадались что это? (Лес)
- Назовите наш "дом" ласково. (Лесок, лесочек…)
- Почему можно лес назвать домом?! (Дом, потому что растения и животные, не могут жить друг без друга)

- Да, в лесу приятно бывать, общаться с животными и растениями, наблюдать за ними. Ведь Лес – это общий дом для растений и животных, которые в нем находят пищу, места для гнезд и нор. Лес – это не только украшение земли, но и источник здоровья.
- Ребята, посмотрите, перед вами 3 картины. Что на них нарисовано? (Лес)

- Какой бывает лес? (Лиственный, хвойный, смешанный)
- Давайте вспомним, как называется лес, в котором растут березы? (Березняк, березовая роща)
- А какие лиственные деревья вы знаете? (Береза, дуб, клен, осина, рябина, липа, ясень, лещина…)

- Как называется лес, где растут ели и сосны? (Хвойный лес, ельник, еловый лес, сосновый бор, сосновый лес)
- Назовите хвойные деревья. (Сосны, ели, пихта, лиственница)
- Молодцы! Тогда, что же такое смешанный лес? (Лес, в котором растут и лиственные и хвойные деревья)

- Как вы много знаете о деревьях. Итак, ребята, у нас получился настоящий многоэтажный лес. В этом лесу живет много разных диких животных.
- Сейчас мы с вами поиграем в одну интересную игру...

Игра "Самый, самый, самый…"

- Какой лесной житель самый сильный? (медведь)
- Назовите его детеныша (медвежонок)
- Какой самый хищный? (волк, волчонок)

- Какой самый хитрый? (лиса, лисенок)
- Какое дикое животное самое быстроногое? (заяц, зайчата, зайчонок)
- Какое животное самое колючее? (Еж, ежонок)

- Как вы думаете, какой этаж в лесу занимают эти животные? Почему? (Первый. Не могут лазать по деревьям, находят корм и жилье на земле)
Логопед показывает другие фигурки, дети выбирают "жителей" первого этажа.

- Какие животные, птицы занимают второй этаж леса? (Рысь, филин, дятел, сова)
- Ребята, эти животные в дуплах старых деревьев делают себе жилье; рысь, сова – сверху высматривают добычу.
- А вот белка живет на третьем этаже леса. Потому что она - легкий зверек, может передвигаться по тонким веткам.

- Кто еще живет на верхних этажах? (Птицы, бабочки, комары)
- Ребята, посмотрите, у нас получился лес – большой. Многоэтажный дом. Много разных животных живет в лесу. Говорят, что в лесу все друг другу нужны.
- А вот зачем лесу комар? Он такой надоедливый. (Он нужен лягушкам, птицам)

- А что будет, если исчезнут все комары? (Многим лягушкам и птицам будет нечего есть, они уйдут, улетят в другой лес. Разведется много гусениц, и они съедят все листья на деревьях, деревья погибнут)
- А как вы думаете, человек может прожить без леса? (Нет)

- Что дает лес человеку? (Свежий воздух, ягоды, грибы, орехи, лекарственные травы)

Лес - наше богатство, его надо беречь и соблюдать правила поведения в лесу

- Ребята, сегодня мы побывали в лесу, вспомнили правила поведения в лесу, расселили лесных жителей по этажам, отвечали на вопросы.
- Наш гость - Лесовичок приготовил для вас игру "Если я был бы волшебником". (Дети по очереди дарят лесу подарки, объясняя их значение)

Например:

Я дарю тебе солнышко, (пусть оно светит ярко-ярко, согревает тебя)
Я дарю тебе дождик, (пусть он напоит пусть и умоет всех жителей леса)
Я дарю тебе травку, цветы, (чтобы смогли вернуться насекомые и мелкие животные)

Я дарю тебе деревья, (чтобы вернулись животные и птицы, живущие на них)
Я дарю тебе птиц и животных, (ведь ты для них – дом)
Я дарю тебе ягоды и грибы. (ведь ими питаются птицы и животные)

- На этом наше путешествие заканчивается. Лесовичок приготовил вам подарки (поделки из лесных материалов). Попрощаемся с Лесовичком.

Мы леса своей страны
Охранять всегда должны!
Чтобы ели зеленели,
На цветах шмели звенели,

В чаще ландыши цвели,
А в борах грибы росли!
И, поверьте мне, тогда
Сказки будут жить всегда!

Смогут долго малыши
Слушать их в лесной тиши.
Лес – не только для забавы,

Он – богатство всей страны.
Все деревья в нем и травы
Нам на пользу взращены.

- Мне очень понравилось наше с вами путешествие. А вам?
- Что узнали нового?
- Что больше всего понравилось?

- Какой урок можно извлечь из нашего путешествия?
- Вы все – молодцы! До свидания!

Размер:
22.99 Kb
Скачали:
7