Конспект занятия на тему "Лес и мы"

Цели:

  • воспитание бережного отношения к природе, чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому;
  • познакомить с понятиями "лесоруб", "лесничий", "лесное хозяйство";
  • формирование представления о лесе как общем доме, в котором живут растения, животные, птицы и человек;
  • развить умение различать разные виды деревьев.

Оборудование: картинки с рисунками на тему "природа", макет леса, видео с записью вырубки леса, запись голосов птиц, аудиозапись песни "Не рубите…", знаки "правила поведения в лесу".

Ход занятия

Орг. начало

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Какие вы сегодня красивые, нарядные. Сегодня у нас не простое занятие, к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем.

Каждый день всегда, везде,
На занятиях и в труде,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.

- Сначала сядут девочки, теперь мальчики. Начинаем наше занятие, а начнем мы его с игры на внимание.
- Посмотрите на рисунки и скажите, что изображено на 1, на 2 и т.д.
- Еще раз очень внимательно посмотрите, закройте глаза. Что изменилось?

- Еще раз. Будьте внимательны!
- Молодцы, вы были очень внимательны и точно угадывали. А сейчас мы посмотрим как вы справитесь с загадками.

Сообщение темы и целей занятия

Воспитатель: Отгадайте загадки и вы узнаете тему нашего занятия.

В белом сарафане
Встала на поляне,
Летели синицы,
Сели на косицы. (Береза)

Что же это за девица
Не швея ни мастерица.
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель)

Весною зелена,
Летом загорела,
Осенью надела
Красные кораллы. (Рябина)

Что за дерево стоит?
Ветра нет,
А лист дрожит? (Осина)

С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня все ж обижают:
Шкурку тонкую сдирают. (Липа)

У меня длинней иголки,
Чем у елки.
Очень прямо я росту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке. (Сосна)

- Дети, как можно одним словом назвать ель, сосну, березу, липу? (деревья)
- Верно, газовите место, где растут много деревьев? (лес)

- Мололдцы, а в лесу только ли деревья можно встретить? (В лесу много разных растений, животных, птиц)

1 ребенок:
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?

2 ребенок:
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?

3 ребенок:
Все открой - не утаи,
Ты же видишь – мы свои

- Сегодня мы будем говорить о лесе, о нашем зеленом друге и наша тема "Лес и мы".

Работа по теме занятия

Воспитатель: Почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен?

Стихотворение "Русский лес"

1 ребенок:
Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.

2 ребенок:
А будет жажда мучить-
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться –
И видно все до дна.
Течет вода-водица
Вкусна и холодна.

3 ребенок:
Нас ждут в лесу рябина,
Орехи и цветы,
Душистая малина
На кустиках густых.

Ищу грибов полянку
Я, не жалея ног,
А если и устану,
Присяду на пенек.

4 ребенок:
Лес очень любит пеших,
Для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший
С зеленой бородой.

5 ребенок:
Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою
Как вечность лес шумит.

- Дети, для чего нам нужен лес?
- В нем можно гулять, собирать ягоды, грибы.
- Верно, можно ходить в лес на прогулку. Какие чувства вызывает у вас прогулка в лесу? (На душе приятно. Хорошие чувства)

- Итак, в лесу можно отдохнуть, значит лес – это место для отдыха. (открывается табличка со словами "место отдыха")
- Почему лес называют аптекой? (2-я табличка)
- В лесу много лекарственных растений, чистый воздух и вода. (открывается табличка "аптека")

- Ребята, посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите? (шкафы, столы, стулья, доску)
- Значит лес нам дает древесину, что были у нас были столы, стулья, карандаши. Лес – это источник древесины. (табличка "мебель")

- Что делают в лесу цветы, грибы, ягоды, животные и птицы? (Они в лесу живут)
- Чем для них является лес? (Лес для них дом)
- Значит лес это еще и дом для растений, животных, птиц. (табличка "дом для растений и животных")

- Посмотрите, сколько значений у леса. Он для нас и место отдыха и аптека: сколько в нем лекарственных растений, а какой чистый воздух; вон какие столы, стулья, шкафы у нас; в лесу живут множество животных, растений, птиц. Дети, нам нужен лес? (да!)

- Вот какую большую работу мы с вами сделали – выяснили, для чего нам нужен лес. А сейчас давайте отдохнем.

Физминутка

Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Руки сложили назад.

Воспитатель: Продолжим. (входит Старик-лесовик)
Старик-лесовик: Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня? Я Старик-лесовик.
- Дети, я пришел к вам за помощью

- У меня в лесу происходит что-то неладное: птица не пролетит, зверь не пробежит, а еще в лесу слышится постоянно какой-то стук, треск, визг.
- Помогите разобраться. Может вам поможет эта кассета.

Воспитатель: Дети, поможем старичку. Вашему вниманию предлагаю отрывок фильма.
- Посмотрите и скажите, Какие чувства в этот момент испытываете вы? Что чувствует лес? (просмотр видео)

- Что происходит в лесу? (Люди вырубают лес)

- Что испытываете вы, глядя на то, как вырубают лес? (Нам страшно, обидно, неприятно, стыдно за этих людей...)
- А что чувствует лес? Он чувствует боль?
- Ну что, дедушка, теперь ты понял, что происходит у тебя в лесу?

Старик-лесовик: Да. Спасибо, ребята, я все понял и значит мне пора, пойду лес спасать. До свидания!
Воспитатель: До свидания! Эти люди, которых вы видели на записи, много вырубают деревьев в лесу, без всякого на то разрешения. Этих людей называют "лесорубы".

Словарная работа

Лесорубы - это люди, вырубающие деревья в лесу. Если их не остановить, то они уничтожат весь лес. А что будет с нами, если не будет леса? (Произвольные ответы)
- Чтобы этого не произошло, в лесу за порядком следят "лесничие".

Лесничий - это человек, который следит за порядком в лесу, чтобы не вырубали деревья, не убивали животных, а еще занимается посадкой новых деревьев. Лесничие работают в "лесном хозяйстве".

Лесное хозяйство - это группа людей, которые занимаются выращиванием леса для строительства домов, изготовления мебели, школьных принадлежностей: кисточек, карандашей.

Но, к сожалению, всегда найдутся люди, которые думают, что они могут рубить столько деревьев, сколько им хочется. Тогда на борьбу с ними выходят лесничие. Все, что мы можем сделать и чем помочь – это обратиться к лесорубам с просьбой.

Звучит песня "Не рубите, мужики…"

- Всем известно, что деревья очищают воздух от вредных нашему организму веществ и поэтому нам легко и свободно дышится. Если исчезнут все деревья на земле, воздух станет грязным, нам и всему живому будет трудно дышать, мы заболеем, и, страшно подумать, что будет дальше.

- Поэтому от нашего с вами поведения в лесу зависит многое – будет ли лес жить.
- Давайте обсудим один случай и выясним, кто прав?

Сценка по рассказу В. Сухомлинского "Стыдно перед соловушкой"

Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомленные дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки заканчивали обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила их под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулек в сумку.

- Зачем ты берешь с собой мусор? – сказала Оля.

- Брось под куст, ведь мы в лесу, никто же не увидит!
- Стыдно перед соловушкой, - тихо ответила Лида.

Беседа по рассказу

- Чье поведение в лесу вы считаете правильным? (Поведение Лиды)
- Как вы думаете, приятно животным, птицам и другим обитателям леса, что в их доме люди оставляют кучи мусора? (думаем, что неприятно)

- К тому же стеклянные и пластмассовые предметы не гниют даже в земле, об осколки стекла могут пораниться животные, а от единственной непотушенной спички, сигареты, костра может погибнуть все живое вокруг: лес, звери, птицы.
- А чтобы с нами этого не произошло, давайте вспомним правила поведения в лесу. (на доске вывешиваются знаки)
- Итак, что обозначает 1 знак?

1 ребенок:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок…
Если все: и я, и ты –

Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья и кусты…

2 ребенок:
И не будет красоты,
И не будет доброты.
Если только я и ты –
Если мы сорвем цветы.

Воспитатель: О чем нас предупреждает стихотворение? (Нельзя рвать цветы в лесу, а то некрасиво будет вокруг)
- Рассмотрите следующий знак, что он означает? (Нельзя разжигать в лесу костер. Нельзя оставлять костер и уходить, может возникнуть пожар)

- О чем предупреждает нас следующий знак? (Нельзя разорять птичьи гнезда, потому что это их дом, там их дети, и вообще птицы приносят пользу)
- Что означает этот знак? (Нельзя оставлять мусор в лесу, это для леса очень вредно)

- И, наконец, последний знак. Что он означает? (Нельзя беспощадно вырубать деревья в лесу. Они очищают воздух, служат домом для зверей и птиц)
- Молодцы, ребята, знаете все правила поведения в лесу.
- Как друзья леса, мы обязаны их не только знать, но и соблюдать, приходя в лес. Ведь друзья друг другу не могут причинить вреда.

Подведение итогов занятия

- Давайте вспомним тему нашего занятия. О чем мы беседовали? (О лесе, о его пользе для человека, что в лесу нужно соблюдать определенные правила поведения, чтобы быть лесу другом)

- А какие правила нужно знать? (Нельзя рвать цветы, не разжигать костров, не разорять птичьи гнезда, не оставлять мусор в лесу и не вырубать беспощадно деревья)
- Все верно. Если мы будем с природой дружить, нам на земле будет легче прожить! (Звучит песня "Лес")
- На этом наше занятие окончено.

Размер:
17.56 Kb
Скачали:
15