Цель: развитие у дошкольников познавательной активности, совершенствование исследовательских способностей.
Задачи:
Оборудование: пластмассовый кубик, стеклянный стакан с водой, деревянный карандаш, железный шарик, конструкторы: "LEGO – Дупло", "Мозаика", " Липучка", магнитный "Unicon", интерактивная доска.
Педагог достает из коробки и выставляет перед детьми: пластмассовый кубик, стеклянный стакан, деревянный карандаш, железный шарик. Предлагает их потрогать, постучать, рассмотреть.
Демонстрирует пластмассовый кубик легкий и не тонет в воде, стеклянный стакан хрупкий и может разбиться, деревянный карандаш можно переломить, железный шарик не разобьется, но утонет в воде, вода жидкая.
Воспитатель: Все эти предметы сделаны из разных материалов. В природе есть камень, стекло, вода, железо, дерево, пластмасса.
- У всех этих материалов разные свойства: твердость, цвет, хрупкость и т.д.
- Ребята, а хотите узнать от чего зависят свойства предметов?
- А для этого мы отправимся в Древнюю Грецию.
Древние греки наблюдая за всем происходящим вокруг, ничего не знали о свойствах и строении вещества, но зато много фантазировали и сделали вывод: все вещества состоят из мельчайших частичек и назвали их атомы. Атомы выстраиваются в конструкцию, которая называется молекулой. Получается, что атомы – это детали конструктора. Из них можно построить различную конструкцию и от конфигурации зависит свойства веществ.
Воспитатель предлагает построить из конструктора "LEGO-Дупло" стену для дома из нескольких рядов.
- Например, мы строим стену дома из кирпичей, кирпич состоит из мелких камней. В данном случае: кирпич – это молекула, а то из чего состоит кирпич – атом.
Для самостоятельной работы воспитатель предлагает детям конструктор "Липучка", " Мозаику",на котором наглядно демонстрируется позиции : атом, молекула, конструкция молекул в веществе.
- Каждое тело, будто пластмассовый кубик или деревянный карандаш, построено из атомов и молекул, как кирпичный дом построен из кирпичей.
- Но только конструкция этого строения определяет свойство вещества: твердое, жидкое, хрупкое, газообразное.
В конце занятия дети, используя магнитный конструктор, строят свою модель молекулы.