Психолого-педагогическое занятие подготовлено для развития эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Количество детей в группе 8-10 человек, продолжительность занятия 25 минут.
Материал может быть интересен педагогам-психологам, воспитателям дошкольных учреждений.
Цель: развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Педагог-психолог: Восточная мудрость гласит: "Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе…". Ребята, как вы думаете, что она означает?
Предполагаемые ответы детей:
Педагог-психолог: Хорошо. Расскажите, какой он "воспитанный человек"? Предполагаемые ответы детей. Соблюдающий правила поведения в обществе.
- У нас с сегодня необычный гость – "Толстый мальчик". Это картина Белютина Элия Михайловича из стен нашего музея изобразительных искусств. (Педагог-психолог подводит детей к репродукции картины Белютина. Дети рассматривают картину)
Педагог-психолог: Что вы можете сказать о изображенном мальчике? Какой он по характеру? (Веселый, добрый, удивленный, любит музыку, чистоплотный…)
- Наблюдая за вами, я сделала вывод: ваши ссоры зачастую начинаются из-за пустяка. Как вы думаете, что легче: ссорится или мирится? Почему?
- Я предлагаю вам такую задачу. Наш "Толстый мальчик" неожиданно упал на площадке детского сада. Кто-то из ребят начал обзывать мальчика. Как ты поступишь?
- Условие: нужно договориться со всеми мирным путем, без драк, ссоры, слез.
Ролевой тренинг
Дети в парах разыгрывают сценку, как можно было бы решить поставленную нравственную задачу.
Педагог-психолог: Взрослые люди говорят "Власть моих кулаков кончается возле носа моего соседа". Как вы это понимаете? (Ответы детей)
- Умные люди говорят "Мое тело – моя территория, чужое тело – чужая территория, я не имею права вторгаться на чужую территорию". Что означают эти слова?
- Ученые и врачи пытались ответить на вопрос, влияет ли грубость на здоровье человека. Оказывается, она может иметь самые серьезные последствия.
- Пережитая обида, оскорбление делают человека замкнутым, недоверчивым. Половина всех сердечных обид, болезней – результат грубости, хамства, равнодушия.
- Давайте поиграем в игру с нашим "Толстым мальчиком"! Она называется "Волшебство". И наш друг, как и мы с вами, наполнится здоровьем!
Педагог-психолог рассказывает детям о том волшебстве, которое у него есть: его улыбка может отвлечь другого человека от грустных мыслей; он может ласково погладить младшего брата (сестренку) или сказать ему (ей) что-нибудь приятное, и он (она) перестанет плакать; иногда достаточно просто посидеть рядом. Каждый ребенок творит "Волшебство", рассказывая о себе.
Педагог-психолог: Скажите, ребята, каким сейчас кажется вам толстый мальчик на картине художника?
Педагог-психолог: Верно. А вы знаете, что каждый из вас может быть художником и изобразить своего товарища (соседа) таким, каким тот себя описал в игре "Волшебство"? (дети выбирают объект для рисования. Рисуют)
Педагог-психолог: Давайте представим, что мы свами оказались в волшебной стране стали наблюдать за ее населением. Познакомьте нас с волшебными жителями страны!
- Похож этот "Толстый мальчик" и люди на ваших картинах?
- Какие сходства вы видите, когда смотрите на них? (Нет, на похожи – они все разные. Похожи – они яркие, веселые и забавные)
- Как вы думаете, могут ли все наши герои играть и дружить с толстым мальчиком?
Предполагаемые ответы детей: Конечно, ведь он такой хороший… они все чем-то похожи.
- Ребята, мы рассмотрели с вами картину Белютина Элия Михайловича "Толстый мальчик". Скажите, какое настроение вызывает у вас эта картина? (хорошее, светлое…)
- Действительно, у меня тоже эта картина вызывает радостное, приподнятое настроение, потому что художник использовал яркие радостные цвета.
- А теперь давайте пофантазируем. В какие игры мы будем играть?
- Отлично! Позовите друзей в игру! (Дети собираются в подгруппы, организую свободную игровую деятельность)