НОД с элементами обучения грамоте "Путешествие с перышком"

Цели занятия:

  • продолжать формировать систему знаний о истории возникновения письменности на примере одного предмета;
  • научить устанавливать причинно-следственные связи;
  • воспитывать у детей интерес к прошлому.

Материалы и оборудование: карта "Историческая лента", слогоударные схемы, бумага для рисования, дощечки покрытые воском, ватман, прикрепленный на мольберт для коллективной работы и др.

Ход занятия

- Ребята, посмотрите друг на друга и улыбнитесь.
- Нас ожидает много интересного, много новых открытий, а помощниками вам будут ваше внимание, находчивость, смекалка и любознательность.
- О чем мы будем говорить, вы узнаете, отгадав предмет в "волшебном мешочке".

- А отгадать вам поможет загадка: "Поднимешь – легко, а бросишь – не далеко. По лесу летало, в воду упало - не булькнуло". (перо)
- Хотите узнать его историю? Как появилось, как работало, как отдыхало, во что превратилось? (да!)
- Тогда нам нужно отправится в путешествие по исторической ленте.

- Для этого мы должны построить машину времени. Давайте вспомним, как мы оживляли слова. (составление слогоударной схемы "машина времени" с "ловушкой-ошибкой")
- Наша машина исправна, можно отправляться. Закрыли глаза, повернулись вокруг себя, произнесли слова:
Тик-так, тик-так.
Время отмеряет шаг.
Машину времен мы заведем сразу в древность попадем.

- Открыли глаза, ребята, посмотрите, куда мы попали? В какое время? (машина в доисторическом времени, открывается слайд с динозаврами)
- А какие были динозавры, кто большен слов-признаков назовет? (ответы детей)
- Молодцы, много про динозавров знаете, может сами догадаетесь у какого первые перья появились? (У птеродактиля)

- А как выдумаете, почему они исчезли? (ответы-фантазии детей)
- А теперь поиграем с нашим перышком, подуем на него "У кого дальше улетит".
- Отдохнули, узнали, как перышко появилось, теперь надо узнать, как оно работало?

- Закрыли глаза, повернулись вокруг себя, произнесли слова: "Тик-так..." (машина в древнем мире, открывается слайд с изображением Древней Руси)
- Даже в те далекие времена знания очень ценились, ученые люди в почете были.
- Только вот учиться очень тяжело было. Школ не было, учебников, тетрадок, ручек тоже, даже буквы не сразу придумали.

- Как вы думаете, как передавались сообщения, когда не было букв? (показ первых пиктограмм, рисунка из сказки "Как было написано первое письмо" Редьярда Киплинга)
- Первый алфавит появился 4 000 лет назад в Египте, и только через тысячу лет добрался до древней Руси.
- Писали тогда на бересте березы или восковых дощечках, для этого нужно было что-то острое, и чего много. Как вы думаете, что это было? (Перья)

- Для письма подходили только перышки из хвоста лебедей, гусей, бекасов - водоплавающих птиц.
- А легко ли им было писать мы сейчас попробуем написать свое имя. (половина детей процарапывает свое имя на восковых дощечках, вторая половина пишет чернильным пером)
- А сейчас давайте немного отдохнем.

Физминутка "Гуси"

- Очень много лет подряд гусиное перо было на службе у людей.
- Чтобы писать гусиным пером на бумаге, его острый кончик макали в чернила.
- А чтобы избежать клякс, в его кончике делали маленькую щелочку и нажимая на такое перо, чернила по щели текли на бумагу. (показ слайда чернильного набора)

- Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин все свои сказки, стихотворения написал гусиным пером. (показ слайда с изображением А.С. Пушкина с пером)

- Чтобы перо так быстро не стиралось при письме, придумали железные наконечники, а потом стали их надевать на деревянную палочку, формой напоминающую современную ручку. Называлось это приспособление для письма стальное перо. Вот так и трудилось наше перышко долгое время.
- А сейчас я хочу с вами немного поиграть.

Игра "Чем нарисована картинка"

- Я буду показывать вам картинку, а вы постараетесь отгадать, чем она нарисована. (проводится игра)
- А как же оно отдыхало, хотите узнать? Тогда пора отправляться в путь.
- Закрыли глаза, повернулись вокруг себя, произнесли слова: "Тик-так ..." (открывается слайд с изображением одежды эпохи средних веков)

- Что общего на изображениях?
- Самым любимым украшением во все времена и у всех народов были перья.
- Их одевали индейцы, когда вступали на тропу войны, ими украшали свои шлемы воины, жители севера делали из них одежду, но больше всех любили перья модницы.

- Перья были на шляпах, в прическах; из них делали боа, диадемы и веера. А дети в перышки играли.
- Игры в перышки были многообразны. Я научу вас самой простой. (На тупую часть пера надавить другим пером, пытаясь его перевернуть и таким образом выиграть)
- Поиграли, а теперь пора домой возвращаться.

- Тик-так, тик-так. Время отмеряет шаг. Стрелки мы переведем, в наше время попадем...
- Мы вернулись из прошлого в настоящее, где пишут и взрослые, и дети шариковой ручкой, которую придумали в середине прошлого века.

Она пишет не чернилами, а масляной пастой, уже заправленной в стержень.
- На конце стержня вставлен шарик, который вращаясь при письме, обмакивается в пасту, поэтому и ручка называется шариковой. А вы знаете почему у нее такое название? (предположения детей)

- На кончике каждой шариковой ручки есть еле заметный, крошечный шарик. Возьмите шариковую ручку и потрогайте кончик, какой он?
- В каждой ручке есть стержень, наполненный цветной пастой, и шарик во время письма обмакивает то один, то другой свой бок в пасту.
- Давайте в увеличительное стекло рассмотрим этот шарик. (показ слайда с изображения увеличенной ручки)

- Шариковая ручка внучка нашего перышка. Вот мы и узнали об истории перышка, такое маленькое, а такую удивительную историю имеет!
- Так и у каждого человека и вещи своя история есть, история человечества.

Итог занятия

- А на память о нашем путешествии, я хочу вам подарить вот такие шариковые ручки, которыми вы дальше будете писать в первом классе.
- Спасибо вам ребята, сегодня вы хорошо постарались.
- Спасибо перышку за увлекательное путешествие!

Размер:
17.26 Kb
Скачали:
2