Конспект занятия в подготовительной группе "Маленькие человечки – друзья природы"

Цель: закрепление представления детей о свойствах жидких, твердых и газообразных веществ, через моделирование.

Задачи:

  • Познакомить детей с методом маленьких человечков (ММЧ), дать представление о том, что в разных веществах человечки ведут себя по - разному.
  • Формировать умение опытным путем определять агрегатное состояние окружающих веществ.
  • Развивать познавательный интерес и экспериментальную деятельность.

Материалы к занятию:

  1. плоскостные изображения моделей " маленькие человечки" (на ватмане), характеризующие такие вещества как: вода, воздух, дерево, туман, камень, дым;
  2. маленькие человечки из пластилина, картон;
  3. полоски бумаги для фильтра, клей, салфетки плоскостные стаканы, кали разного цвета, подносы;
  4. глобус;
  5. предметы для лаборатории;
  6. мольберты.

Технологическая карта НОД

Этап занятия

Деятельность педагога

 

Деятельность детей

Вводная часть

Настрой на занятие

Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на занятии. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам  работать дружно, открыть что-то новое.

Дети стоят в кругу, рядом с воспитателем, выполняют рекомендации воспитателя

Проблемная ситуация

- Ребята вы знаете, на какой планете мы живём?  Что это кто знает? (указывает на глобус)

- Глобус это модель земли.

- Какой формой наша земля?

- Всё,  что есть на земле состоит из молекул. А молекулы это маленькие человечки в каждом предмете они разные. В последние время люди очень небрежно относятся к своей планете. Выбрасывают мусор где попало, загрязняют воду. Какой мусор встречаете вы?

Мотивация

На экране появляется учёный.

Ученый: Здравствуйте ребята. В одном институте идёт работа по изучению маленьких человечков и как с их помощью очистить планету от мусора? Мы приглашаем вас принять участие  в этой работе и стать юными учёнными.

Воспитатель: Ребята хотели бы вы принять участие в этой работе и стать юным учёнными? Тогда нам нужно отправляться. Давайте подойдём к глобусу и скажем такие слова «Глобус, глобус я кручу. В лабораторию попасть хочу» 

Ответы детей: На планете Земля. Глобус. Круглая. 

 

Высказывания детей о различных мусорных отходах, загрязняющих окружающую среду

Основная часть

Воспитатель: Вот мы в лаборатории института в котором изучают маленьких человечков.

Дети подходят к столу, на котором находятся предметы, имитирующие лабораторию и мольберт с маленькими человечками. 

Открытие новых знаний

Воспитатель: Я вам предлагаю с ними познакомиться с поближе. В твёрдых веществах живут твёрдики. Посмотрите на них (на экране появляется схема)

- Это человечки которые стоят твёрдо и крепко держатся за руки. Давайте превратимся в твёрдиков и станем как они. Как вы думаете в каких веществах живут твёрдики?

- В жидких веществах живут – гидратики. Они мало подвижны руки на поясе. Давайте превратимся в гидратиков. Как вы думаете где живут гидратики? Да правильно  во всех жидких веществах.

- А в газообразных веществах живут пневматики - это маленькие лёгкие подвижные человечки. Давайте превратимся в пневматиков. Посмотрите пожалуйста на экран. Пневматики живут воздухе в тумане и различных газах. 

- Предлагаю вам поиграть маленькими человечками.

Посмотрите они перепутались и теперь их надо отправить каждого в свою стихию подумайте, кто, куда может отправиться. А теперь давайте проверим. Твёрдые вещества – это дом для твёрдиков. Жидкие вещества это дом для гидратиков. Газообразные вещества это дом пнематиков. 

Камень, автомобили, стол, тарелка и т.д.

 

Вода, сок, река, бензин. 

 

Дети играют в игру, расселяют маленьких человечков, согласно их особенностям.

Применение нового на практике

Экран включился. Появляется учённый

Ученый: Я очень рад приветствовать  в нашем институте и вот для вас первое задание: Нужно очистить землю от жидкого мусора. Что бы  легче  это было сделать. Нужно жидких человечков гидратиков превратить в твёрдиков.  Желаю удачи.

Воспитатель: Ну что ребята приступим к заданию Вспомним  как стоят гидратики, а теперь как стоят твёрдики. А теперь занимайте рабочие места в лаборатории.

- Посмотрите схему жидких и твёрдых веществ.  Перед вами лежат человечки (слепленные из пластилина). Это гидратик или твёрдик?

- А нам нужно превратить гидратика в какого человечка? Чтобы убрать мусор с земли, правильно нам помогут твёрдики.

Пожалуйста смоделируйте: из гидратика сделайте твёрдика. А теперь соедините своих гидратиков.

(У вас есть картон положите человечков, так что бы они держали друг друга за руки)

- Ну что схема, какого вещества получилась?  (правильно твердого). Теперь мы без труда можем убрать мусор, только надо не забыть перчатки.

- Ребята а вы знаете что организм человека больше чем на половину состоит из воды. И что бы быть здоровыми мы должны пить чистую воду. Перед вами лежат два стакана В одном стакане гидратики, а второй стакан пустой.

Ребята, посмотрите а в стакане гидратики одного цвета? Как вы думаете синие гидратики чистые капли или грязные.

А коричневые какие? А какую воду пить нужно чистую или грязную. А что нужно сделать, что бы очистить воду.

- Вот сейчас смоделируем фильтр такой величины, чтобы прошли только чистые капельки, а грязные остались и не угрожали нашему здоровью.

Сделаем фильтры по размеру чистой капельки, а теперь давайте очистим воду. Что у нас ребята получилось? 

- Правильно в стакане только синенькие капельки. У нас в стакане получилась чистая вода которой можно удалить жажду летом. 

Гидратик. 

 

Дети моделируют человечков. 

 

Нет, они разные

Синие гидратики-это чистая вода, а коричневые гидратики – это грязная вода. Пить можно только чистую воду. А грязную нужно профильтровать. 

 

Дети моделируют фильтр из полоски бумаги по размеру чистой капли и «фильтруют»  воду и рассуждают о том, какая вода получится после фильтрования.

Заключительная часть

Ученый: Благодарю ребята,  спасибо большое вы сегодня стали юными учёнными, потому что узнали много нового и интересного.

Воспитатель: Ну что ребята нам пора отправляться в сад. «Глобус, глобус я кручу в детском саду оказаться хочу.

Дети стоят возле воспитателя, рассуждение детей.

Рефлексия

- Вот и мы стали учёнными. Узнали что в каждом веществе свои маленькие человечки и они готовы спасать окружающий мир от мусора. Давайте беречь природу и дружить с маленькими человечками.

Ученый дарит вам эмблемы, юных экологов, на которых изображена природа и маленькие человечки. Играя, моделируя их вы узнаете много нового и интересного.

Дети стоят возле воспитателя, рассуждение детей.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!