Сценарий краткосрочной образовательной практики "ТРИЗ – проект моего участка"

Цель: формировать у детей умение находить наличие положительных и отрицательных признаков в веществах, развивать воображение, познавательные и творческие способности.

Воспитатель: В одной сказочной стране жили веселые человечки. Они жили в красивых домиках, были они очень дружны и трудолюбивы. Всегда ходили эти человечки, взявшись за руки, и любая работа была им нипочем, их трудно было разлучить. Но вот однажды случилось несчастье. На эту страну напал злой колдун. Он хотел стать владыкой этой страны. И поэтому решил рассорить все население этой страны.

Колдун стал нашептывать человечкам всякую неправду, и они стали сориться, их дружба стала рушиться и поэтому они не так крепко стали держаться за руки и расцепили руки. А те, которые поверили всем небылицам колдуна, вообще разбежались в разные стороны. С тех пор эта страна превратилась из сказочной в обычную. И человечки стали жить среди нас людей. Но они так и остались: одни дружны, другие не очень, а третьи сами по себе.

- А хотите познакомиться с этими человечками поближе?
Дети: Хотим.
Воспитатель: Эти человечки такие маленькие, что их трудно рассмотреть невооруженным глазом. Ученые рассмотрели их в микроскоп и назвали молекулами. Ну, а мы с вами будем их называть маленькими человечками. Они живут во всех веществах, которые нас окружают. А знаете ли какими бывают вещества и как ведут себя в них маленькие человечки?

Ребенок: Вещества бывают твердыми, жидкими и газообразными. В твердых веществах маленькие человечки крепко держатся за руки. Твердые вещества – это камень, металл, лед, пластмасс, дерево, стекло.
- Нас окружают и жидкие вещества. Это вода, молоко, бензин, нефть. В жидкостях маленькие человечки не держатся между собой, но стоят рядом.

Ребенок: В газообразных веществах (газ, дым, воздух) маленькие человечки очень подвижны, не стоят на месте, постоянно бегают.

Игра "Игры маленьких человечков"

Воспитатель: Ребята, вы будете выступать в роли маленьких человечков и должны показать, как маленькие человечки живут в этих веществах. Например, камень, сок, дым, вода, карамель чупа-чупс, лед, воздух, железо, туман.
- Молодцы ребята. Послушайте загадку и отгадайте, о каком времени года идет речь.

Дел у меня немало,
Я белым одеялом всю землю покрываю.
В лед реки убираю, белю дома,
А зовут меня. (зима)

Зима чудесное время года. Много интересного происходит зимой. Все деревья одеваются в белый наряд. Земля покрывается белым, пушистым снегом. Раз снег и лед бывают только зимой, то они, наверное, чем-то похожи между собой. Как вы думаете? (Ответы)

Ребенок: Мы решили стать исследователями и попутешествовать по зимнему царству, изучить свойства снега, узнать ответы на вопросы:
- Почему снег хрустит под ногами?
- Какой бывает снег?
- Какими свойствами обладает снег в сухой морозный и теплый влажный день?
- Какой снег легче: рыхлый или плотный. Почему?

- Можно ли из снега сухого, сыпучего делать постройки? Почему?
- Почему растаял снег в комнате?
- Какую пользу приносит снег для растений?
- Какую пользу приносит снег людям?

Ребенок: Мы проводили опыты и узнали, чем похожи между собой снег и лед и чем они отличаются. Мы сейчас о них расскажем и покажем.

Опыт "Определение прозрачности"

Ребенок: Я положу под кусок льда и комочек снега цветную картинку. Давайте сравним, где видно картинку, а где – нет. (Под снегом не видно, значит лед прозрачный, а снег - непрозрачный)

Опыт "Определение плотности снега и льда"

Ребенок: Сожмем в одной руке немного снега, а в другой – кусочек льда. Снег сжимается, он – рыхлый. Лед не сжимается, он – плотный.

Снег и лед в ладонеСнег и лед в ладоне

Опыт "Определение прочности"

Ребенок: Этот опыт мы проводили в морозный день на улице. Взяли горсть снега на лопаточку и высыпали его на землю. Он легко посыпался вниз струйкой. Как можно назвать это свойство снега? (сыпучий)
А лед? Мы "случайно" уронили лед, что с ним случилось? (он раскололся, он - хрупкий)

Опыт "Воздействие температуры"

Ребенок: Давайте посмотрим на снег и лед, которые были в стаканах. Что с ними случилось? (Они растаяли)

- Правильно, под действием тепла снег и лед превратились в воду. Значит, снег и лед образуются из воды под действием мороза.
Воспитатель: Давайте теперь объединим все, что мы узнали о свойствах снега и льда. (Ответы детей: Снег – белый, непрозрачный, рыхлый, сыпучий, под действием тепла превращается в воду. А лед – бесцветный, плотный, прозрачный, хрупкий, под действием тепла превращается в воду)

- Ребята, а что общего между снегом и льдом? (Ответы)
- Как из воды получить лед?
- Во что еще превращается вода зимой? (Сосульки, изморозь) Показать картинки.
- В какую погоду снег легкий, пушистый, сухой, легко рассыпается? (В морозную)

- В какую погоду снег липкий, тяжелый, влажный, сырой? (Во время оттепели)
Ребенок: Зимой наши постройки как беседка, автобус, домик занесены снегом. Это затрудняет нам организовывать различные игры. Чтобы прогулка оказалась интересной, мы решили построить из снега постройки для игр.
- Снег - это очень хороший, и податливый материал для постройки различных горок, крепостей и фигур.

- Каждую прогулку после снегопада чистили дорожки к участку, к веранде, чтобы удобно было играть и строить различные постройки. Мы сгребали снег в кучки, утрамбовывали, делали горку и лабиринты.
- Кроме, как кататься с горки и бегать по лабиринту, нам стало интересно: а можно ли построить для игр другие снежные фигурки, используя свойства снега и льда.

Ребенок: Выбрали тему для постройки снежных фигур: "Подводное царство". Начертили план нашего участка.
- Из соленого теста слепили фигуры будущих построек. Это рыба – кит, осьминог, черепаха, морская звезда.

- Следующий этап – это заготовка макета нашего участка. Кроме поделок из соленого теста, мы сконструировали из LEGO беседку, лодку, машину. На помощь пришли наши родители. Все вместе мы оформили наш участок. Прогулка для нас стала одно удовольствие.

- А чтобы холод приносил нам только пользу и не помешал получать удовольствие от прогулки, мы всегда заняты интересными играми с нашими постройками.
Воспитатель: Наше занятие подходит к концу. Вы любите свой яркий, веселый участок, с интересом относитесь к постройкам, с нетерпением ждете каждой прогулки.

Размер:
14.33 Kb
Скачали:
8

Метки к статье: детский сад, проект