Сценарий художественно-познавательной программы для подготовительной группы "Виртуальная экскурсия по родному городу"

Патриотическое воспитание является одной из важнейших задач, стоящих перед современным образованием, педагогами, общественностью. Процесс патриотического воспитания начинается в дошкольном возрасте.

Подготавливая детей к формированию патриотических представлений, установок, имеет смысл начинать с воспитания у них ценностного отношения к малой родине.

Для них Родина – это то, что их окружает: родной дом, детский сад, город. Поэтому патриотическое воспитание в этом возрасте строится в первую очередь на воспитании любви к малой родине. Именно это становится основой для воспитания настоящего патриота своей страны.

Формой проведения нашей художественно-познавательной программы "Экскурсия по родному городу" стала виртуальная экскурсия. Такая форма дает возможность при помощи мультимедийного оборудования проводить мероприятие в рамках учреждения, есть возможность посетить сразу несколько памятных мест, проводить динамические паузы, не зависит от погодных условий.

Виртуальная экскурсия даже дает возможность перенестись на много лет назад и увидеть здания и памятники такими, какими они были в самом начале своего зарождения. Также такую экскурсию можно проводить в любое время и неограниченное количество раз.

Участники одновременно являются не только зрителями, но и действующими лицами: чтецами, вокалистами, танцорами. Данное мероприятие является результатом серьезной предварительной работы педагогов и узких специалистов.

Цель художественно-познавательной программы "Виртуальная экскурсия по родному городу": воспитание любви и уважения к своей малой Родине, познавательного интереса к родному городу.

Задачи:

  • воспитывать интерес детей к истории малой Родины, чувство гордости за место, где они родились и живут;
  • знакомить с достопримечательностями, историей и современной жизнью родного города;
  • развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности;
  • формировать чувство патриотизма через приобщение к поэзии и музыкальным произведениям авторов-дальневосточников.

Предварительная работа:

  • беседы с детьми "Край, в котором я живу", "Хабаровск – город мой любимый!", "Флора и фауна Дальнего Востока" и др.;
  • экскурсии в краеведческий музей;
  • тематические занятия по ознакомлению с культурой и бытом малых народностей Дальнего Востока в Библиотеке семейного чтения № 8 и в ходе НОД;
  • чтение и разучивание стихов поэтов-дальневосточников о малой Родине, рассматривание фотографий и картин по теме, специально подготовленных презентаций, буклетов и журналов о природе родного края, прослушивание и пение песен дальневосточных авторов и др.;
  • рассматривание иллюстраций о Хабаровске и Хабаровском крае, "старого" и "нового" Хабаровска;
  • привлечение родителей к совместной деятельности в ходе разучивания программы, посещение репетиций.

Оборудование:

  • презентация "Старый и новый Хабаровск";
  • слайд-шоу "Вдоль Амура белым парусом";
  • ширмы с изображением городского пейзажа;
  • фонограммы песни "Вдоль Амура белым парусом", "Подари улыбку миру".

Ход мероприятия

Мама (ведущий): Добрый день и добрый час.
Я приветствую всех вас.
Поудобнее садитесь

И, конечно, улыбнитесь.
Мы пригласили в гости вас.
О нашем городе мы поведем рассказ.

- Ребята, как называется город, в котором мы живем? Верно, Хабаровск. А знаете ли вы, что города, также как и мы с вами, отмечают день рождения? День рождения нашего города 31 мая. И накануне этого праздника я предложила своим детям отправиться на прогулку по весеннему городу.
- И приглашаю вас к нам присоединиться. Но мои лежебоки, по-моему, до сих пор спят. Пора их будить.

Засверкало утром солнце,
И стучит лучом в оконце!
Эй, вставай ка, лежебока!
День стучится у порога.

Заправляй скорей постель,
Распахни пошире дверь.
Не забудь почистить зубки,
Время совершать поступки.

Если рано встать с кровати,
Будешь первооткрыватель!
Ждет тебя твоя планета,
Покоряй ее с рассвета! (Людмила Заикина)

Мама (Зовет детей): Сережа! Алена! (на сцену выходят дети, потягиваются)
Сын: Мама, дай еще поспать! Сегодня же выходной!
Дочка: Мне такой сон приснился: как будто я сказочная принцесса и живу в большом красивом замке.

Мама: Вот мы с вами и объединим выходной и сказку. Замок не обещаю, но большие и красивые здания обязательно увидим и даже сможем побываем внутри.
Сын и Дочка (вместе): Ух ты! Как это?
Мама: Вы забыли, что сегодня мы идем на экскурсию по родному городу? В свой день рождения наш Хабаровск прекрасен и удивителен, как никогда!

Сын: Точно!
Дочка: Как же мы могли забыть?!
Мама: Так что, дорогие мои, делаем зарядку и отправляемся в путь!

Динамическая пауза "Веселая зарядка"

Занавес открывается. На ширме изображение городской улицы. Выходит первый чтец.
Город мой, стоишь ты на Амуре,
Люблю тебя всегда – и в ясный день, и в бури,
Любуюсь красотой просторных площадей,
И улиц, и прудов, и куполов церквей.

Люблю я на Утес прийти в вечерний час,
Шумит волной Амур и радует мой глаз.
По набережной я тихонечко пройдусь,
Там множество людей, и я им улыбнусь! (Улицкая Екатерина, 13 лет)

Сын: Мам, а куда мы пойдем в первую очередь?
Мама: Мы пойдем туда, откуда наш Хабаровск берет свое начало – городская набережная с символом города - утесом. (На экране появляется первый слайд "Утес")

- Это замечательное место стало одним из символов Хабаровска. Можно сказать, что история города началась именно с этого места. Капитан Яков Васильевич Дьяченко высадился здесь со своим отрядом. Вокруг была не тронутая цивилизацией тайга...

Каменистый утес очень эффектно выдавался из зелени и отражался в водах Амура. Место показалось командиру очень красивым, и он решил основать здесь свой лагерь. Позднее он стал военным поселением, затем деревней Хабаровкой, а теперь это прекрасный город Хабаровск. Вот как он выглядел в то время. (Слайд "Утес, начало 20 в.")

Это место стало обязательным для посещения и туристами, и горожанами. Здесь располагается большой балкон, который является великолепной смотровой площадкой, позволяющей увидеть сказочные картины города и просторы могучего Амура, уходящие за горизонт... (Слайд "Современный утес")

Вокальная группа исполняет песню "Вдоль Амура белым парусом" (муз. М. Журавлева, сл. А. Федотова)
А рядом с утесом возвышается памятник генерал-губернатору Восточной Сибири графу Николаю Николаевичу Муравьеву-Амурскому. (Слайды "Памятник Н.Н. Муравьеву-Амурскому")

Мама: Посмотрите, дети, какой стала набережная реки Амур. (Слайд "Набережная")
Сын: Мама, а разве она не всегда была такой?

Мама: Ну что ты, конечно, нет. Посмотри. (Слайд "Набережная реки Амур, начало 20 в.").
- Сейчас горожане проводят здесь время, чтобы отдохнуть, прогуляться вдоль реки, полюбоваться закатом, а в праздничные дни – салютами. Раньше это было совсем не место для отдыха - работали здесь, не покладая рук.

Дочка: А что же можно было здесь делать?
Мама: Известно, что. В нашей реке множество рыбы, это являлось промыслом многих жителей. Поэтому на берегу располагался рыбный базар. Там шла бойкая торговля свежей рыбой, здесь же рыбаки занимались засолкой рыбы и икры. (Слайд "Засолка рыбы и икры")

Подвижная игра "Рыбаки и рыбки"

Игроки - "рыбки" находятся на площадке. Пара игроков – водящие, образуют "сеть" (берутся за руки – одна рука свободна). Под музыку рыбки "плавают" по площадке, а рыбаки догоняют рыбок и соединяют вокруг них руки. Рыбка, которая попалась в сеть, присоединяется к рыбакам. Игра продолжается до тех пор, пока сеть не разорвется или пока не будут пойманы все игроки.

Мама: Дети, а вы хотите взглянуть на Амурское чудо?
Дети вместе: Конечно! А что это?

Мама: Это же мост, перекинутый через реку Амур! Истинное "инженерное чудо", которому уже больше 100 лет. Более 100 лет Амурский богатырь служит людям, а люди в благодарность не забывают его реконструировать и совершенствовать. Посмотрите, какой был мост раньше, и каким стал в наши дни. (Слайды "Мост через реку Амур", "Торговый дом Плюсниных")

Дочка: Мама! Посмотри! Как будто замок из моего сна!
Сын: Какой еще замок? Тоже мне, принцесса!

Мама: Это удивительный старинный хабаровский дом. Таких, ему подобных, в городе очень немного. Он появился еще тогда, когда наш город только зарождался и стал его украшением. Между прочим, остается таковым и до сих пор. Так что ты зря смеешься, сынок.

- Этот дом принадлежал купеческому роду и был очень богатым. Позже в этом здании стала располагаться Дальневосточная государственная научная библиотека. (Во время беседы на экране слайды сменяют друг друга: "Торговый дом Плюсниных", "Краевая научная библиотека", "Краеведческий музей им. Гродекова")

Мама: А про это здание вы можете рассказать и без меня.
Сын: Это краеведческий музей! Мы с тобой здесь были не раз!
Дочка: Папа говорит, что невозможно строить будущее, не зная истории прошлого. В помощь "незнайкам" приходит этот музей, который является хранителем наследия прошедших эпох.

Мама: Ты все правильно говоришь, дочка. В этом музее посетители могут увидеть экспонаты, посвященные флоре и фауне Дальнего Востока давно ушедшего и настоящего времен, культуре коренных народов Приамурья и славян-переселенцев, и другие.
Сын: Мама, а какой он был раньше?

Мама: Посмотри внимательно. Он практически не изменился, хоть основан был даже раньше, чем мост через Амур. Это здание, друзья мои, также как и здание научной библиотеки, считается объектом культурного наследия России. (Слайд "Музей начала 20 века")
- А сейчас из ответов на мои загадки узнаем, какие же экспонаты хранятся в краеведческом музее.

Бурый он и косолапый,
Ловит рыбу мощной лапой.
А еще он любит мед!
Кто сластену назовет? (Медведь)

Он огромный и усатый,
И к тому же полосатый.
Если встретишь, не до игр!
Потому что это - … (тигр)

Тело, как веретено,
Вся спина в зубцах его.
Плавает далеко, ныряет глубоко.

На дне живет, ест, что найдет.
Деликатесом считается,
Икрой прославляется. (Осетр)

По речной глади деревянная уточка скользит, крыльями о воду бьет, а взлететь не может. (Лодка)

Бегут два брата вперегонки, а обогнать друг друга никак не могут! (Лыжи)

Словно треугольник в тундре стоит,
В небе над ним дымок дрожит.
В летний зной и в холода
Служит людям он всегда. (Чум)

На экране здание хабаровского вокзала, привокзальная площадь.

Дочка: Мы кого-то встречаем?
Сын: Ага, принца!
Дочка: Мама, ну чего он?!

Мама: Не ссорьтесь. К зданию хабаровского вокзала мы пришли не случайно: посмотреть на того, кто и зимой, и летом приветствует гостей города и провожает тех, кто уезжает.
Дети вместе: Такого не бывает!
Мама: Еще как бывает!

Дети: И кто же это?
Мама: Ерофей Павлович Хабаров!
Дети: Как это он встречает? Это же памятник!
Мама: Не просто памятник – визитная карточка столицы Хабаровского края! Вслушайтесь: Хабаров – Хабаровск.

Сын: Очень похоже.
Мама: И неспроста. Памятуя о первых землепроходцах Приамурских земель, было решено назвать военный пост, обосновавшийся на берегу Амура, Хабаровка. А что было дальше, вы уже знаете.
Дочка: Город, где столько всего интересного, - самый лучший город на земле!

Выходит чтец:
Что есть мой город на реке?
Такой диковинно известный.
Звездой струится вдалеке -
Всем странам мира интересный!

Кто ненадолго "заскочил",
Тот никогда не забывает:
Хабаровск прибавляет сил
И от себя не отпускает.

Расположился вдоль реки,
Драконом спину изгибая,
Живут в нем дети, старики,
Талантом город прославляя! (Галина Пысина)

Мама: Да, наш город по праву считается одним из лучших городов страны: яркий, солнечный, цветущий со своими достопримечательностями, особенностями, историей! И только от нас с вами зависит, каким будет наш родной Хабаровск в будущем.

Выходит чтец:
Мы любим свой город, Хабаровск родной –
Сердцам бесконечно ты дорог.
Он стал нашей жизнью и гордой судьбой –
Наш дивный и солнечный город. (Н. Колодин)

В завершение программы исполняется общий танец "Подари улыбку миру".

Размер:
24.66 Kb
Скачали:
3