Технологическая карта НОД художественно-эстетического развития "Рождественское чудо"

Цель: создать условия для творческого самовыражения.

Задачи:

  • закрепить навыки слушания музыки;
  • ритмично двигаться под музыку различного характера;
  • совершенствовать навыки вокального пения.

Новые термины: пост, сочельник, Вифлеем, рождественская звезда, святки, колядки.

Оборудование: ТСО, СД-диски, карточки ритма, иллюстрации, демонстрационный материал, таблицы нотных примеров.

Технологическая карта занятия

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Мотивация

(эмоциональный настрой, создание ситуации успеха)

Дети входят в класс под русскую народную плясовую «Барыня»

Музыкальное приветствие: «Здравствуйте, ребята!»

- Здравствуйте, учитель!» в разной динамике, темпе, регистре. 

Выполняют задание учителя

Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

(выявить уровень знаний)

- Вы зашли под веселую музыку. Как вы думаете, какому народу она принадлежит? (русскому)

- Почему вы так думаете? (Потому, что слышали эту музыку раньше)

- Значит вам эти знания кто- то передал. Так и передаются из поколения в поколение знания о родной культуре, традициях и обрядах.

- Зимние месяцы на Руси наполнены разными праздниками. Давайте вспомним, какими? (Новый год, Рождество, Крещение Господне)

- Эти праздники сопровождаются песнями, обрядами.

Участвуют в беседе

Высказываются

О характере, настроении музыки

Изучение новых знаний (получение понятия о главной идее темы)

 

- А какой праздник связан с рождением Христа? (Рождество Христово)

- А что вы знаете о традициях празднования Рождества Христова на Руси? (ответы детей)

- Хотите узнать какое чудо свершилось на Рождество?

- Как будет звучать тема нашего занятия? (Рождественское чудо)

- Рождество было одним из самых любимых праздников на Руси. 2000 лет тому назад родился Иисус Христос - Спаситель мира. Произошло это чудо в маленьком городке Вифлееме. Тогда в небе зажглась новая звезда. Чудесные события той ночи были воспеты поэтами, художниками, музыкантами всего мира. К Рождественскому празднику подготавливались сорокодневным постом. Канун Рождества именуется Сочельником. Название связано с едой, состоящей из вареного зерна и ягод — сочиво.

- Обычно до первой звезды не едят — постятся. С появлением звезды на небе в храмах поют «Рождество Христово».

- Послушайте эту рождественскую песню в исполнении детского хора. (Слушание песни)

- Какие чувства вызвала у вас эта песня? (Чувство доброты, спокойствия, радости).

- Зачем нужно сохранять традиции? (Они учат нас добру, любви, пониманию своей культуры)

Анализируют

строение песен.

Формулируют тему занятия

Устанавливают проблему занятия

 

Практический

(Вокальные упражнения, хоровое пение)

- Вспомним правило при пении и приступим к разучиванию «Рождественской песни».

- Послушайте песню и обратите внимание, на напевный, спокойный характер песенки и незнакомые вам слова – «ликуйте, «днесь», «спас».

- Работа над мелодическим и ритмическим рисунком песни по фразам и предложениям с использованием нотного примера.

- Разделимся на две группы (мальчики и девочки). Посмотрим, чье исполнение будет более красивым.

Закрепляют вокальные навыки в вок. упражнения

Разучивают мелодию и слова песни.

Усвоение новых знаний

(Импровизация, игровая деятельность)

- На Рождество Христово существовала еще одна народная традиция — традиция щедрования. (Показ презентации «Рождественские традиции»). В ночь на Рождество девушки и парни, девчонки и мальчишки пели колядки, заходя в каждый дом и восхваляя его хозяина и хозяйку. Поющих было принято щедро одаривать сладостями и денежкой. Но и самим хозяевам преподносились маленькие подарки-сувениры в виде куколок-самоделок - Зерновушек, Крестцов

- Какие вы знаете колядки? (ответы)

- «Колядя, коляда,

  Накануне Рождества!

  Пришла Коляда,

  Отворяйте ворота!

  Открывайте сундучки,

  Доставайте пятачки!

  А не дашь пятака,

  Мы быка за рога-

  Уведем за ворота!»

- Обыграем весь обряд щедрования с рождественской песней, колядкой и соответствующими атрибутами Рождества (вифлиемской звездой, свечами, ряженьем, дарением подарков, игрой на музыкальных народных инструментах).

Закрепляют вокально-хоровые навыки в песнях движениях, импровизации.

 

Разучивают колядку.

 

Участвуют в обряде щедрования.

 

Импровизируют на музыкальных инструментах.

Закрепление новых знаний

(Импровизация, игровая дестельность)

- Рождество сопровождалось не только песнями, но и плясками и играми.

- Вспомним простые плясовые движения русской пляски. Один показывает, остальные повторяют.

- Любимой игрой детворы была игра в снежки. Сначала наберем снежки в корзины в игре «Кто быстрей соберет снежки?». Затем поиграем в «Меткого стрелка». Посмотрим, кто ловчее и быстрее.

Исполняют плясовые движения.

Согласовывают свои движения в коллективе.

 

Рефлексия деятельности

(итог занятия)

- Что нового узнали на занятии?

- Как относятся к празднованию Рождества в вашей семье.

- Но самым загадочным на Рождество было гадание. Эта традиция живет во многих семьях до сих пор. Гадали на свечах, на вещах, воде и др. предметах.

- Я предлагаю вам поиграть в игру «Волшебный мешочек».

- В мешочке лежат пожелания на этот 2020 год. А какие. Мы сейчас узнаем. (проведение игры на фоне музыки)

«Наступили Святок радостные дни.

И зажглись в домах и Храмах свечек огоньки

После плясок, песен и колядок

Наведем мы в будущем порядок.

Погадаем, ведь без этого нельзя,

Мы узнаем многое друзья!»

- На этом зимние праздники не заканчивались. Н а следующем занятии мы поговорим о празднике Крещение Господне, который отмечается 19 января.

Подводят итог

Участвую в игре «Волшебный мешочек»

 

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!