Цель: создать условия для творческого самовыражения.
Задачи:
Новые термины: пост, сочельник, Вифлеем, рождественская звезда, святки, колядки.
Оборудование: ТСО, СД-диски, карточки ритма, иллюстрации, демонстрационный материал, таблицы нотных примеров.
Этапы занятия |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Мотивация (эмоциональный настрой, создание ситуации успеха) |
Дети входят в класс под русскую народную плясовую «Барыня» Музыкальное приветствие: «Здравствуйте, ребята!» - Здравствуйте, учитель!» в разной динамике, темпе, регистре. |
Выполняют задание учителя |
Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности (выявить уровень знаний) |
- Вы зашли под веселую музыку. Как вы думаете, какому народу она принадлежит? (русскому) - Почему вы так думаете? (Потому, что слышали эту музыку раньше) - Значит вам эти знания кто- то передал. Так и передаются из поколения в поколение знания о родной культуре, традициях и обрядах. - Зимние месяцы на Руси наполнены разными праздниками. Давайте вспомним, какими? (Новый год, Рождество, Крещение Господне) - Эти праздники сопровождаются песнями, обрядами. |
Участвуют в беседе Высказываются О характере, настроении музыки |
Изучение новых знаний (получение понятия о главной идее темы)
|
- А какой праздник связан с рождением Христа? (Рождество Христово) - А что вы знаете о традициях празднования Рождества Христова на Руси? (ответы детей) - Хотите узнать какое чудо свершилось на Рождество? - Как будет звучать тема нашего занятия? (Рождественское чудо) - Рождество было одним из самых любимых праздников на Руси. 2000 лет тому назад родился Иисус Христос - Спаситель мира. Произошло это чудо в маленьком городке Вифлееме. Тогда в небе зажглась новая звезда. Чудесные события той ночи были воспеты поэтами, художниками, музыкантами всего мира. К Рождественскому празднику подготавливались сорокодневным постом. Канун Рождества именуется Сочельником. Название связано с едой, состоящей из вареного зерна и ягод — сочиво. - Обычно до первой звезды не едят — постятся. С появлением звезды на небе в храмах поют «Рождество Христово». - Послушайте эту рождественскую песню в исполнении детского хора. (Слушание песни) - Какие чувства вызвала у вас эта песня? (Чувство доброты, спокойствия, радости). - Зачем нужно сохранять традиции? (Они учат нас добру, любви, пониманию своей культуры) |
Анализируют строение песен. Формулируют тему занятия Устанавливают проблему занятия
|
Практический (Вокальные упражнения, хоровое пение) |
- Вспомним правило при пении и приступим к разучиванию «Рождественской песни». - Послушайте песню и обратите внимание, на напевный, спокойный характер песенки и незнакомые вам слова – «ликуйте, «днесь», «спас». - Работа над мелодическим и ритмическим рисунком песни по фразам и предложениям с использованием нотного примера. - Разделимся на две группы (мальчики и девочки). Посмотрим, чье исполнение будет более красивым. |
Закрепляют вокальные навыки в вок. упражнения Разучивают мелодию и слова песни. |
Усвоение новых знаний (Импровизация, игровая деятельность) |
- На Рождество Христово существовала еще одна народная традиция — традиция щедрования. (Показ презентации «Рождественские традиции»). В ночь на Рождество девушки и парни, девчонки и мальчишки пели колядки, заходя в каждый дом и восхваляя его хозяина и хозяйку. Поющих было принято щедро одаривать сладостями и денежкой. Но и самим хозяевам преподносились маленькие подарки-сувениры в виде куколок-самоделок - Зерновушек, Крестцов - Какие вы знаете колядки? (ответы) - «Колядя, коляда, Накануне Рождества! Пришла Коляда, Отворяйте ворота! Открывайте сундучки, Доставайте пятачки! А не дашь пятака, Мы быка за рога- Уведем за ворота!» - Обыграем весь обряд щедрования с рождественской песней, колядкой и соответствующими атрибутами Рождества (вифлиемской звездой, свечами, ряженьем, дарением подарков, игрой на музыкальных народных инструментах). |
Закрепляют вокально-хоровые навыки в песнях движениях, импровизации.
Разучивают колядку.
Участвуют в обряде щедрования.
Импровизируют на музыкальных инструментах. |
Закрепление новых знаний (Импровизация, игровая дестельность) |
- Рождество сопровождалось не только песнями, но и плясками и играми. - Вспомним простые плясовые движения русской пляски. Один показывает, остальные повторяют. - Любимой игрой детворы была игра в снежки. Сначала наберем снежки в корзины в игре «Кто быстрей соберет снежки?». Затем поиграем в «Меткого стрелка». Посмотрим, кто ловчее и быстрее. |
Исполняют плясовые движения. Согласовывают свои движения в коллективе.
|
Рефлексия деятельности (итог занятия) |
- Что нового узнали на занятии? - Как относятся к празднованию Рождества в вашей семье. - Но самым загадочным на Рождество было гадание. Эта традиция живет во многих семьях до сих пор. Гадали на свечах, на вещах, воде и др. предметах. - Я предлагаю вам поиграть в игру «Волшебный мешочек». - В мешочке лежат пожелания на этот 2020 год. А какие. Мы сейчас узнаем. (проведение игры на фоне музыки) «Наступили Святок радостные дни. И зажглись в домах и Храмах свечек огоньки После плясок, песен и колядок Наведем мы в будущем порядок. Погадаем, ведь без этого нельзя, Мы узнаем многое друзья!» - На этом зимние праздники не заканчивались. Н а следующем занятии мы поговорим о празднике Крещение Господне, который отмечается 19 января. |
Подводят итог Участвую в игре «Волшебный мешочек»
|