Конспект занятия для детей старшей группы.
Цель: создать условия для развития у детей познавательного интереса, наблюдательности, способности к самостоятельному экспериментированию.
Задачи: формировать умение инструментального звукоподражания и активизировать слуховую активность; развивать образное мышление, чувство ритма и речь в процессе познавательно-исследовательской деятельности; расширять представление детей об окружающем мире через собственную экспериментальную деятельность.
Форма организации: групповая, подгрупповая.
Формы реализации детских видов деятельности: слушание, исполнение, пение, музыкально-ритмические движения, игра на ДМИ, танец, музыкально-дидактические игры, импровизация.
Оборудование: музыкальные записи, музыкальный центр, музыкальные инструменты (металлофоны, треугольник, колокольчики, бубенчики, барабан), миска с водой, поднос, подставка, вата, шприцы без игл, миски с сухими листьями, металлической миской, листом картона, целлофановым пакетом, бутылочки с водой и отверстием в крышке, костюмы для танца, картонные облачка и тучки.
Предварительная работа: разучивание музыкального материала, танца с детьми, подготовка наглядного материала для экспериментов, изготовление облаков и тучек.
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
1. Вводная часть (мотивация) Муз. рук.: Здравствуйте, ребята. Давайте мы с вами поздороваемся под веселую музыку. 01. Музыкальное приветствие с движениями. Муз. рук.: Хорошо. А сейчас отгадайте загадку. Это кто такой садовник: полил вишню и крыжовник, Полил сливу и цветы, вымыл травы и листы? А как сумерки настали – нам по радио сказали, Что и завтра он придёт, и польёт наш огород. Муз. рук.: Правильно.У нас сегодня не простое занятие. Ребята, сегодня мы будем с вами слушать дождь. Узнаем, как он возникает и как звучит. А также найдём ответ на вопрос: Можно ли дождик назвать музыкой? 2. Основная часть. Давайте послушаем как звучит дождь. 02. Фонограмма дождя. Муз. Рук: Что вы слышите? Муз. Рук: Скажите, ребята, вы услышали сильный или слабый дождик? Муз. Рук: Капли могут падать часто и тогда дождь будет сильный, и шум от него будет сильнее, т. к. каждая упавшая капля извлекает звук. И наоборот, если дождь идёт редко, капли падают не часто, то и шум от дождя будет меньше, тише. А откуда берётся дождь? Опыт1. Муз. Рук: Вот у меня есть маленькая тучка (показывает комок ваты). Она абсолютно сухая. (Муз. рук кладёт вату на подставку над тазиком) Капельки, испаряясь, копятся в тучке. (муз. рук. капает на вату). А откуда могут испарятся капельки? Правильно, солнышко греет воду и капельки превращаются в пар и улетают в облака. Если мало капелек накопилось, то облачко не протекает, если много, то облачко становится тучкой и начинает протекать – и тогда мы говорим, что идёт дождик. Опыт 2 (В приготовленных тазиках лежат металлическая миска вверх дном, картонная коробка, лист бумаги, целлофановый пакет, сухие листья, вода. Также приготовлены бутылочки с продырявленными крышками с водой.) Муз. рук.: Итак. Когда идёт дождь в природе, то капельки попадают на разные предметы и поверхности: одна попадает на асфальт, другая, на листик, третья – в лужицу и т. д. каждая капелька будет извлекать звук. А как вы думаете, одинаковые будут звуки? Муз. рук.: А вот это мы сейчас с вами и выясним. Скажите, азвук дождя зависит от материала, на который попадают дождинки? Он может быть глухим, звонким, тихим, шуршащим. Дождик мочит всё вокруг и поэтому получается своеобразный дождевой оркестр. Дождик, как музыкант играет на разных предметах как на муз. инструментах. Можно ли дождик назвать музыкантом? Муз. Рук: Можно ли изобразить дождик с помощью звучащих жестов? Звучащие жесты - это игра звуками своего тела - игра на его поверхностях: хлопки, шлепки по бедрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами и другие. Это должны быть шуршащие, острые, звенящие звуки. Муз. Рук: давайте вместе попробуем изобразить дождь при помощи звучащих жестов. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно! 03. Игра «Дождик» Поднялся ветер. (Потирание ладоней). Начинает капать дождь. (Клацание пальцами). Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди). Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам). А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами). Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам). Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди). Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами). Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней). Солнце! (Руки вверх). Муз. Рук: Молодцы, вот мы и дождик изобразили. А какие музыкальные инструменты могут прийти нам на помощь, чтобы изобразить дождик? Какие звуки должны издавать эти муз. инструменты - шуршащие, звенящие, стучащие. Предлагаю вам взять на выбор разные музыкальные инструменты, которыми мы изобразим музыку дождя. Муз. Рук: Если будем играть часто, то наш дождик будет частый, а если редко, то дождик получится редкий. Давайте попробуем все вместе сыграть музыку дождя. 04. Песенка «Дождик» (Муз. рук. Вместе с детьми поёт куплет). Муз. рук. : Скажите, ребята, вот мы прослушали, как звучит дождик, изобразили его разными жестами и на муз. инструментах, можем ли сказать, что Дождик-это тоже Музыка? Муз. рук: Теперь мы смело можем сказать, что дождик-это тоже музыка. Музыка дождя. Композиторы, как и вы, это тоже заметили и сочинили много разных произведений про дождик для самых разных инструментов. Вот послушайте, как дождик играют на балалайке. Прослушайте и скажите, какое настроение нарисовал вам этот дождик? 05. Фонограмма А. Архиповский «Дождик» Муз. рук.: Какое настроение нарисовал вам этот дождик? Муз. Рук.: Дождик создаёт разное настроение. Это был у нас грустный дождик, А теперь давайте улыбнёмся и посмотрим в исполнении девочек Танец весёлого дождика. 06. Танец «Капельки» Муз. рук.: Молодцы, девочки, веселый дождик прошёл. 3. Рефлексия. Итак, ребята, давайте вспомним, на какой вопрос нам нужно было найти ответ сегодня? Правильно, можно ли дождь назвать музыкантом. Можем? Муз.рук.: А что вам сегодня было особенно интересно? Муз.рук.: А что вызвало затруднения? А сейчас я предлагаю вам оценить свою работу на этом занятии. Если вы считаете, что хорошо работали, берите весёлое облачко, а если могли бы получше работать, берите тучку. Молодцы, ребята, честно оценили себя. Вы все меня очень порадовали сегодня на занятии, были активными. Спасибо. |
Дети заходят в зал и встают около стульчиков.
С добрым утром, глазки – моргают С добрым утром, щёчки – массируют щёчки С добрым утром, ушки – массируют ушки С добрым утром, ручки – гладят ручки С добрым утром, ножки – гладят ножки Бежим мы по дорожке – бег на месте Мы проснулись, мы проснулись, Тра-ля-ля-ля - пружинка И друг другу улыбнулись - улыбаются друг другу.
Дождик!
Дождь.
Сначала слабый, потом сильный.
Из тучек.
Дети трогают.
Из речки, озера, лужицы….
Капают на «облачко».
Наблюдают, как из «тучки» льётся вода.
Нет, разные.
Дети берут бутылочку с водой и пробуют капать на разные поверхности и прислушиваются к звуку, который получается при падении капель на разные поверхности. Дети делают выводы: какой звук они слышат (шуршащий, звенящий, стучащий и т. д.)
Зависит.
Можно.
Да, можно.
Повторяют все движения.
Металлофон, колокольчики, бубенчики….
Дети разбирают инструменты.
Дети в припеве играют на муз. инструментах.
Да, можем.
Дети слушают.
Грустное, мечтательное…
Исполняют танец, остальные смотрят.
Можно дождик назвать музыкантом?
Да!
Ответы детей…
Ответы детей…
Выбирают свою оценку. |
Оборудование для экспериментов
Дети сами делают из облачка – дождевую тучку.
Экспериментируют со звуками во время песни.
Весело танцуют «Танец капелек».
Выбрали оценку своей активности на занятии.