Конспект социально-коммуникативного занятия с элементами познавательного развития для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: Содействовать развитию эмоционально-целостного отношения детей друг другу в коллективе, интеллектуальное развитие.
Задачи:
Образовательная область: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Оборудование: матросские воротнички, мягкие модули, бинокль, штурвал, веревки, картинка, разрезанная на несколько частей, бутылка, карта, дворец морского царя, картинки с изображением морского царя, интерактивная доска, материалы для изобразительной деятельности: ватман, фломастеры, краски; полотно с нарисованным на нем лабиринтом, сундук, угощение.
Предварительная работа: чтение художественной литературы. Беседа о море, дружбе, капитанах.
Ход занятия
Приветствие
Дети становятся в круг.
Воспитатель: Здравствуйте ребята, я рада вас видеть. Cегодня у нас необычное занятие, мы с вами отправимся в морское путешествие. Хотели бы вы отправится в путешествие по морю. (ответы детей)
- Но для начала давайте вспомним, что мы всегда делаем вначале нашего занятия. (приветствуем друг - друга)
- Как можно это сделать? (улыбкой, рукопожатием, жестом)
- А сегодняшнее наше приветствие называется "Комплименты".
Стоя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседа, ребенок говорит: Мне нравится в тебе…" Принимающий, кивает головой и отвечает "Спасибо, мне очень приятно!"
- Ребята, посмотрите у меня в руках раковина. Пусть каждый послушает раковину и передаст другу. Что вы услышали? (шум)
- А что это за шум? (шум моря)
- Как вы думаете, где я взяла такую раковину.
- Правильно, на море. А сейчас я приглашаю вас отправиться в путешествие по морю. На чем мы можем отправиться в путешествие? (корабль, лодка, плот)
Воспитатель: Что такое плот?
- Это собранное из бревен плавательное средство. Его можно сделать своими руками. Мы с вами решили отправиться в путешествие. Нам нужна команда бесстрашных моряков. - Согласны стать моряками?
- Посмотрите, у меня есть фуражка, я буду капитаном. А вы - моя команда отважных моряков. (атрибуты для детей)
- Первое наше задание - это построить плот . Вот у нас есть материалы для постройки. (мягкие модули)
- Но плот наш будет непростой, прошу вас обратить внимание, что на бревнах нашего будущего плота есть части картинки, и вам нужно собрать плот так, чтобы получилась одна целая картинка. (звучит музыка, дети строят плот из модулей)
- Плот мы построили.
- Внимание команда! Занять места на плоту. Отправляемся, полный вперед. (звучит музыка)
- Волны нас качают вправо, влево. Вижу по курсу неизвестный предмет! Смотрите что это? Какая-то интересная бутылка. Что же там внутри?
- Давайте причалим к берегу и посмотрим. Высаживаемся на берег, мальчики помогают девочкам. Ребята, когда-то давно, моряки в бутылках посылали письма, или просьбу о помощи.
- Откроем? (открывает бутылку)
- Это не письмо, а что же это? Правильно кусок карты. Что это может быть за карта. (карта сокровищ)
- Как вы думаете, чьи это могут быть сокровища?
- Вы хотите найти их? Давайте посмотрим, куда указывает нам карта?
- Но у нас только кусок карты! Чтобы найти сокровища, нам нужно найти и остальные кусочки карты.
- Посмотрите, на карте указан путь к дворцу Тритона, морского царя. Возьмите друг - друга за руки и закройте глаза.
- Взбурлило море, вскипела морская пена - и оказались мы на морском дне. (звучит шум моря)
Посмотрите, ребята, перед нами дворец, в котором нам нужно найти еще один кусок карты. (Встреча с тритоном)
Тритон: Здравствуйте я отдам вам карту, если выполните одно непростое задание. А задание для вас такое: Прошу вас ответить, где обитают эти рыбы? (картинка с речными рыбами), а эти (картинка с морскими рыбами).
- Хорошо, а каких еще вы знаете морских рыб и речных. Игра с Тритоном. (называет рыбу, дети определяют место обитания)
Воспитатель: Молодцы ребята, теперь мы можем забрать следующую часть карты. Что же тут на карте изображено? На карте изображен остров необитаемый. Плывем? - Попрощаемся с тритоном. (плывут на плоту к острову)
- Высаживаемся на берег! Команда! Стройся за капитаном! Двигаемся вглубь острова. Что это? Слышите?
Встреча с пиратом (музыка). Из-за ширмы выходит пират.
Пират: Ага попались?
Воспитатель: Здравствуйте. Вы кто такой?
Пират: Я - Пират! Одноглазый Джо! А вы кто такие?
Дети: Мы - отважные моряки, ищем спрятанные на этом острове сокровища.
Пират: Ага, ищете мои сокровища!
Воспитатель: Почему это они твои?
Пират: отому что здесь все мое! А ну-ка, ребятня, хотите стать настоящими пиратами? Кто из вас злой, драчливый, бесчестный - того я возьму в свою пиратскую команду!
Воспитатель: Среди наших ребят нет таких, Одноглазый Джо! Наши моряки честные, дружные, смелые. Правда ребята?
- А вы хотели бы подружиться с пиратом, помочь ему стать добрым и веселым?
Воспитатель: А вы Одноглазый Джо хотите поиграть с нашими ребятами, подружиться с ними, ведь совсем неуютно и грустно жить на острове одному без друзей.
Пират: Ну хорошо, уговорили, давайте посмотрим, как ваши смелые моряки умеют играть.
Игра "Волны"
Дети садятся в круг, а взрослый предлагает им вспомнить лето, когда они купались в речке, в пруду... "Но лучше всего купаться в море, - говорит он, - потому что в море волны и так приятно, когда они ласково гладят и омывают тебя. Волны такие веселые, добрые! И все очень похожи друг на друга. Давайте попробуем искупать друг друга в таких волнах! Давайте встанем, улыбнемся и попробуем изобразить волны руками". Дети изображают волны вслед за ведущим, который следит за тем, чтобы все волны были ласковые и веселые.
Ход игры
После такой "тренировки" взрослый предлагает всем детям по очереди "искупаться в море". "Купающийся" становится в центре, а "волны" по одной подбегают к нему и ласково поглаживают его, совершая одинаковые движения. Когда все волны "погладят купальщика", он превращается в волну, а в море "ныряет" следующий.
Пират: Спасибо ребята, теперь я буду знать, что у меня есть друзья и больше не буду злиться, а брать пример с вас, стану добрым веселым и дружелюбным. А для того чтобы вам найти еще один кусок карты, нужно выполнить одно непростое задание, с которым я не могу справиться уже много лет.
Воспитатель: Ну что отважные моряки поможем пирату разгадать загадку?
Дети: Да. (Пират показывает детям лист бумаги, на котором изображена путаница из нескольких предметов спрятанных в одном общем рисунке)
Под музыку вместе с пиратом ребята расшифровывают рисунок, на котором изображены пальмы, остров, сундук.
Воспитатель: Вот молодцы! Вы очень хорошо справились с заданием. Посмотрите моряки, оказывается, что в руках у нашего друга пирата и был последний кусок карты, только зашифрованный. Теперь судя по расшифрованным рисункам, мы можем предположить, куда же нам двигаться дальше?
Дети: Да. Нам нужно двигаться к пальмам.
Воспитатель: Правильно, к ним мы и будем двигаться. Команда стройся за капитаном! Смотрите - вот пальмы, вот какой-то холмик. Но чтобы пройти к пальмам нужно преодолеть еще одно препятствие. Посмотрите перед нами находиться лабиринт, только пройдя через который мы с вами сможем оказаться рядом с пальмами.
- Сейчас мы все возьмемся за руки, и не спеша будем через лабиринт, искать дорожку к пальмам. (проходят лабиринт, нарисованный на большом полотне, расстеленном на полу)
- Молодцы ребята, а теперь давайте посмотрим, что же спрятано за холмом? Да это же сундук! Вот откроем и посмотрим что там. Здесь сокровища. Что это? Это пирог. А что на нем написано? (дружба)
- Как вы считаете, а дружба - это сокровище.
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята, а вам дружба нужна? (Да)
- Дружба - это сокровище? (Да)
- Почему? (ответы детей)
- Сокровища мы нашли, можем отправляться в детский сад. Команда стройся, шагом марш! (звучит музыка)
- Вот мы и добрались. Давайте возьмемся за руки! Ребята, в нашем путешествии мы пережили много приключений, преодолели препятствия.
- Что вам запомнилось? Что было самым сложным? А что нам помогло справиться с трудностями?