Цель: формировать знания о здоровом и правильном питании, как составной части сохранения и укрепления здоровья.
Задачи:
Оборудование: телевизор, ноутбук, презентация к занятию; макет пирамиды, картинки с изображением продуктов, мольберты, картинки с изображением героев мультфильмов, наборы картинок-продуктов, загадки, смайлики, фартуки по количеству детей, материал для проведения опытов "Скитлс-радуга", "Жирные чипсы", памятки "Пирамида здорового питания".
Предварительная работа: разучивание пословиц о хлебе, дидактические игры "Витаминка и ее друзья", "Чудесная корзина", беседа о витаминах, полезных продуктах.
- Ребята, посмотрите на экран телевизора.
- Нам видео звонок. (На экране доктор Елена Васильевна Малышева)
- Дорогие ребята, ко мне обратились дети из разных детских садов России, которые страдают кариесом, ожирением (фото детей на экране). Эти дети неправильно питались, они ничего не знают о здоровом питании, о полезных продуктах. Для всех детей необходимо составить пирамиду правильного питания. Ученые здравоохранения обращаются к вам за помощью. Помогите составить пирамиду правильного питания, определить местоположения продуктов в этой пирамиде. Ждем ваших результатов.
- Для чего человек должен есть? (Для того чтобы ходить, прыгать, бегать, работать, в общем, чтобы жить). Может ли человек обойтись без пищи? (Может, но недолго)
- Без еды человек не может долго прожить. Еда ему необходима в течение всей жизни. Правильное питание имеет большое значение для нашего здоровья, и Елена Васильевна обратилась к вам с просьбой, составить пирамиду правильного здорового питания и помочь детям.
- А что значит правильно питаться?
- Пирамида разделена на ступени, которые включают в себя продукты питания человека. Задача, которую мы должны решить не простая. Как вы думаете, мы справимся? Начнем с первой ступени пирамиды.
1 ступень
- Хлеб и зерна с давних пор были основными продуктами питания человека.
- Почему?
- В них много растительного белка, витаминов и клетчатки. Пословицы о хлебе.
Гречневая каша - матушка наша, а хлебец ржаной - отец наш родной.
Хлеб - всему голова.
Хоть по-старому, хоть по-новому, а без хлеба не прожить.
Хлеб да каша пища наша.
- Каждый день взрослые и дети должны употреблять различные каши.
- Почему они полезны? (Ответы детей)
Дидактическая игра "Скажи по-другому"
Каша из гречки - гречневая, из перловки - ..., из пшена - ..., из манки - ..., из овсянки - ..., из риса - рисовая, из кукурузы - кукурузная.
- Чтобы каша была вкуснее и полезнее, можно выбрать добавку к каше. С чем ее можно есть? Дети называют фрукты, ягоды, молоко.
- На первой ступени пирамиды, самой большой, как вы думаете, какие жизненно-важные продукты разместим? (зерновые, крупы, хлеб)
Дети прикрепляют на первую ступень пирамиды картинки с изображением круп, хлеба.
- Вы расположили продукты на первой ступени пирамиды, а что дальше? (Ответы детей)
2 ступень
- Во всех продуктах питания есть очень важные для здоровья человека вещества, которые называются витаминами. Они очень маленькие, даже под микроскопом их невозможно увидеть. Витамины - важнейшие компоненты, которые не образуются в организме, а поступают только с пищей. Какие витамины вы знаете? Витаминов много - но самые главные для нашего организма - это АВС.
- Ребята, посмотрите, героям мультфильмов тоже нужна помощь. У них проблема со здоровьем. На мольберте картинки с изображением сказочных героев и наборы картинок с изображением продуктов.
Игра "Помоги сказочным героям"
Давайте поможем выбрать продукты, что им полезно кушать, а что вредно.
Дети по 3 ребенка располагаются около мольберта и выполняют задание.
- На второй ступени пирамиды, которая чуть поменьше, мы разместим что? (овощи, фрукты и ягоды). Во фруктах и овощах и ягодах содержится огромное количество витаминов и минералов, способных улучшить общее состояние здоровья и защитить от самых тяжелых заболеваний. (Дети прикрепляют на вторую ступень пирамиды картинки с изображением овощей, фруктов, ягод)
- Молодцы, мы уверенно идем к цели.
- Впереди третья ступень. На первой ступени основные продукты, на второй овощи, фрукты, ягоды, обогащенные витаминами. А как вы думаете, какие продукты должны быть на третьей ступени?
3 ступень
Загадки:
Знай, корове нелегко,
Делать детям... (молоко)
Я расти, быстрее стану,
Если буду, есть... (сметану)
За окном зима иль лето,
На второе нам – ... (котлета)
Ждем обеденного часа –
Будет отварное... (мясо)
Мясо, рыба, молоко –
Вместе все они – ... (продукты)
А давайте ненадолго присядем.
Задание:
- Назовите продукты, в названиях которых есть звук "с", "м". Детям раздаются смайлики, затем подсчитываются. Сколько смайликов у Макара? Сколько у Вероники? У кого больше, меньше? На сколько?
Мясо – это животный белок. Рыба - она тоже содержит белок, также, в рыбе есть йод, фтор, кальций, медь и цинк, которые нужны нашему организму. Молоко является сбалансированным продуктом, обеспечивая организм ребенка практически всем необходимым. Очень полезны для здоровья стакан кефира, ряженки или йогурта.
- Так какие продукты вы разместите на третьей ступени, которая еще меньше, чем предыдущие? (молочные продукты, мясо и рыбу)
Дети прикрепляют на третью ступень пирамиды картинки с изображением молочных продуктов, мяса и рыбы.
- Вот и вершина пирамиды здорового питания.
4 ступень
- 4 ступень самая маленькая. Что-то я запуталась, что мы сделали, что получилось? Ответы детей. Как вы думаете, какие продукты мы еще не учли? Какие продукты расположим на 4 ступени?
- Здесь мы расположим продукты, которые не содержат витамины, белки. Как вы думаете, какие? (Сладости, чипсы, кока-колу)
- Как мало им отводится места! Так же мало, их должно быть и в нашем рационе. Излишнее употребление сладостей приводит к ожирению. У любителей чипсов и кока-колы развивается кариес. Давайте мы убедимся в этом сами.
- Ребята, я предлагаю вам сегодня стать экспертами продуктов питания. Пройдем в нашу лабораторию. Дети надевают фартуки. Какие правила работы в лаборатории вы знаете? Дети говорят правила с воспитателем. (Дети располагаются по трое возле столов)
Опыт 1 "Скитлс-радуга"
Вывод: Конфеты содержат много красителей.
Опыт 2 "Жирные чипсы"
Вывод: Чипсы содержат большое количество жиров. А желтый цвет обозначает присутствие в продукте красителей.
Назовите секреты здорового питания.
- Нужно как можно меньше употреблять эти продукты: вместо сахара, тортов, конфет – джемы и фрукты. И будете здоровы. Это и есть - простые секреты здорового питания!
- Посмотрите, вы составили пирамиду здорового питания, определили местоположения продуктов в этой пирамиде. (На экране Малышева. Она благодарит детей. Дети отправляют пирамиду здорового питания детям, которые обратились за помощью. Малышева говорит, что эту пирамиду отправит и ученым)
Малышева: Я желаю вам: никогда не болеть, правильно питаться, быть бодрыми, вершить добрые дела. И в подарок памятки "Пирамида здорового питания". Мы теперь знаем полезные продукты.
- А давайте памятки "Пирамида здорового питания" подарим нашим гостям. Пусть они познакомят своих детей в детском саду с пирамидой правильного питания. (Дети дарят гостям памятки)