Цель: развитие фонематического слуха.
Задачи:
Предварительная работа велась: по узнаванию неречевых звуков, различению высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, формированию речевого выдоха, правильного артикуляционного уклада звука [С], вырабатываемого в процессе выполнения артикуляционных упражнений и приемов постановки звуков.
Словарная работа: вокруг, листопад.
Оборудование: аудио запись, учебно-демонстрационный материал "Артикуляция звука [с] в графическом изображении", артикуляционная гимнастика в картинках, стойка (дерево с плоскостными листьями), рисунок листьев с пунктирными листьями, колокольчик, макет избушки; картинка "Три медведя", плоскостные фигурки: гномиков, зайца, медведя, белки; простые карандаши.
Ход НОД
Формирование положительной установки детей на участие в НОД.
Учитель-логопед: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Какое волшебное слово надо сказать?
- Здравствуйте! - ты скажешь человеку.
- Здравствуй! - улыбнется он в ответ,
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет.
Сегодня к нам пришел еще один гость. А кто это будет Вы узнаете, отгадав загадку.
Развитие слухового внимания.
Угадайте, что за птица:
Света яркого боится,
Клюв - крючком, глаза пятачком,
Ушастая голова.
Это… (Сова)
Здравствуйте ребята! Давайте знакомиться! Я Тетушка-Сова – мудрая голова. Много видела я в своей жизни, много слышала, много знаю. Сегодня мне хочется поиграть с Вами, я приготовила для вас разные задания. Для этого приглашаю вас в свой сказочный лес. Согласны ребята? (Ответы детей)
Координация речи с движением. Развитие слухового внимания и количественных представлений.
Игра "Вокруг себя обернись"
Два раза хлопни,
Три раза топни,
Вокруг себя обернись,
И в сказочном лесу очутись!
Учитель-логопед:
Вот мы оказались в сказочном лесу.
Это лес стоит густой,
Нам качает головой.
Ветки ласково он тянет
В гости нас зовет и манит.
Здравствуй, здравствуй, добрый лес,
Полный, сказок и чудес!
Никого мы не обидим,
Чудеса твои увидим.
Учитель-логопед: Сегодня мы с вами будем говорить о звуках. Звуки – это то, что мы слышим и можем произносить. Звуки бывают неречевые и речевые. Неречевые звуки издают животные, птицы, транспорт, различные бытовые шумы. Такие как скрип двери, звон посуды, шуршание щетки, звук льющейся воды, так же к неречевым звукам относиться звуки природы: дождь, гром, ветер, пение птиц.
- И мы можем издавать неречевые звуки, например, хлопать в ладоши, топать ногами, щелкать пальцами. А речевые звуки произносит только человек, когда разговаривает. Это звуки нашей речи. Сова много лет живет в лесу и слышит много разных звуков. Отгадайте, что это за звуки (дети слушают аудиозапись: кваканье лягушек, дождь, гром, пение птиц). Какие звуки мы слушали речевые или неречевые звуки?
Закрепление словаря по теме "Осень"
Учитель-логопед: Молодцы ребята справились с заданием! Хочется мне теперь загадать вам загадку.
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели.
Если небо хмурится, если дождик льется.
Как это время года зовется?
- Да, ребята время года сейчас осень. Посмотрите, сколько листьев лежит на дорожках в лесу. Ребята, как называется, когда листья опадают с деревьев. - Правильно листопад.
Развитие мелкой моторики: Возьмите карандаши и обведите пунктирные линии, изображающие путь листьев от дерева до земли.
Ветер дунул - полетели,
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели
Развитие длительного плавного выдоха "Упражнение осенние листочки"
Учитель-логопед: Подойдем к дереву и подуем на листочки, что бы они закружились в воздухе. "Медленно набираем воздух через нос. Вытягиваем губы трубочкой, не надувая щек, дуем на листочки". (Повторяем 3-5 раз)
- Следим, чтобы во время вдоха не поднимались плечи. Молодцы. Пока вы играли в игру "Осенние листочки", посмотрите, кто к ним пришел. Здравствуй гномик! Что ты нам принес? (Показывает детям листья в корзине). А в листьях что-то спрятано. Что это?
Дети: Колокольчик.
Развитие слухового внимания. Игра "Где звенит?"
Учитель-логопед: Гномик, хочет поиграть с вами и проверить какие вы внимательные. Сейчас вы закроете глаза, будете слушать, и показывать рукой, где звенит колокольчиком гномик. Только слушайте внимательно ведь гномик очень хитрый, и любит прятаться в разных местах.
Логопед ходит по комнате и звенит колокольчиком. Дети показывают направление, откуда раздается звон.
- Гномик доволен тем как вы с ним поиграли. А теперь давайте поиграем с другими гномиками.
Преодоление твердой атаки гласных "Упражнение укачиваем гномиков"
Учитель-логопед: Вам читали сказку "Белоснежка и семь гномов". Вы смотрели мультфильм. Вы помните, что Белоснежка пела гномикам колыбельную нежным голосом: "А-а-а"! Возьмите на руки своих гномиков, покачайте их и спойте песенку, так как пела Белоснежка. Вы хорошо спели, и гномики уснули. Положите их и возьмите зеркала. Давайте вспомним упражнения артикуляционной гимнастики.
Артикуляционная гимнастика
Ребята, какой звук мы сейчас произнесли. Правильно [С].
Дети давайте немножко отдохнем, вставайте на разминку.
Координация речи с движением. Подвижная игра "Сова"
В лесу темно, все спят давно. (Дети стоят полукругом, изображая спящих птиц)
Все птицы спят, одна сова не спит,
Летит, кричит. Развитие силы голоса.
Развитие силы голоса
Ух, ух, ух – произнесем громко.
Ух-ух-ух – произнесем тихо.
Ух-ух-ух – произнесем шепотом.
Дифференциация по ритму (ритмические рисунки) Игра "Полянка".
Учитель-логопед: Дети пока мы с вами играли к нам пришли дикие животные. Каждый из них постучится по-разному: заяц - 1 раз, медвежонок - 2 раза, белка – 3 раза. По стуку догадайтесь, кто пришел на полянку.
Развитие высоты голоса. Игра "Три медведя"
Учитель-логопед: Ребята посмотрите, куда нас привела Тетушка-Сова – мудрая голова. Это избушка. А кто в этой избушке живет, мы сейчас отгадаем.
Кто, большой и косолапый,
Мед достал из бочки лапой?
Скушал сладость и реветь.
А зовут его? (Медведь)
Учитель-логопед: В избушке живет медведь Михайло Потапыч. Живет не один, а со своей семьей. А кто еще в семье у Михайла Потапыча? Медведица (Настасья Петровна), медвежонок. (Мишутка)
- Ребята, Тетушка – Сова предлагает нам отгадать, кто каким голосом говорит. (Произносит взрослый, дети показывают картинку медведя, медведицы или мишутки)
- Произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.
Учитель-логопед: Ребята, а вам понравилось прогулка с Тетушкой-Совой? Что вам понравилось больше всего? Что было для вас трудным? (дети отвечают на вопросы)
- Мне очень понравилось, как вы сегодня отвечали на вопросы и справлялись с заданиями. Посмотрите, какие подарки для вас приготовила Тетушка – Сова. (Детям раздаются подарки – деревянные совы)