Музыкальное занятие с элементами логоритмики для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи

Музыкальные занятия занимают важное место в системе коррекционно-педагогической работы групп компенсирующего вида для детей старшего дошкольного возраста.

Их особенностью является то, что в процессе организации и проведения занятий решаются задачи как музыкально-эстетического развития, так и коррекционно-развивающие.

На музыкальных занятиях для детей с ТНР активно используются элементы логоритмики: упражнения для развития дикции, голоса, упражнения на координацию моторики, игры с предметами и речевым сопровождением, упражнения с элементами мелодекламации, игры - драматизации. Регулярно проводятся музыкально-логоритмические занятия с акцентом на автоматизацию произношения различных звуков, используя при этом интересную игровую форму проведения.

В результате у детей у детей поддерживается интерес к занятию, появляется желание повторять правильно, активизируется мышление, автоматизируется звукопроизношение.
В каждое музыкальное занятие, по рекомендации логопеда, всегда включаются распевки, логоритмические упражнения с разными звуками. Музыкально-логоритмические занятия проводятся 1 раз в месяц в форме развлечения. Ниже приведен конспект занятия, основной задачей которого является автоматизация и дифференциация звуков "Ш", "Ф". Подобные занятия разработаны и для других звуков.

"Шуршик" и друзья в гостях у детей

(логоритмическое занятие для детей 6-7 лет с ТНР)

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Совершенствовать основные параметры движений артикулярной моторики.
  • Автоматизировать произношения звуков "Ш" и "Ф".
  • Развивать музыкальные способности детей в процессе слушания музыки, пения, игры на музыкальных инструментах.
  • Развивать чувство ритма.
  • Развивать воображение.

Оснащение и оборудование: магнитофон, корзинка, Шуршик - игрушка, ежик - игрушка, султанчики, палочки Орффа, музыкальные шумовые инструменты.

Ход занятия

Дети заходят, становятся полукругом.
"День добрый" - приветствие, распевкаэ
М.Р.: Ой, ребята, тише, тише
Что-то странное я слышу.
Гость какой-то к нам спешит,
И как будто бы шуршит
Кто б ты ни был - заходи,
И ребят повесели.

Шуршик: (голос на магнитофоне)
Меня к вам Весна послала,
Просила доставить она
Загадки, песни, шуршалки
И вот корзинку дала.

М.Р.: Корзинку весеннюю видим,
А кто же ты сам такой?
Поверь, мы тебя не обидим
Как звать тебя, гость дорогой?
Достать Шуршика из корзинки.
Шуршик: Шш-шур-ш-ш-шик

М.Р.: Как, как?
Шуршик: Шуршик.

ШуршикШуршик

М.Р.: Какое странное имя. Впервые слышу я, а вы, ребята? (ответ детей)

Шуршик: На самой крепкой ветке дуба
Я в тесном желуде сидел,
Но вместе с листьями осенними
Я оторваться не успел.
Всю зиму я висел на ветке
И шерстью желтой обрастал,

И с ветерком весенним, легким
Я все шуршал, шуршал, шуршал.
А старый дуб меня баюкал
И снегом ночью укрывал,
А так как я во сне шушукал
Он Шуршиком меня назвал.

М.Р.: Вот теперь понятно, почему у тебя такое странное имя. А раз тебя зовут Шуршик, наверное, ты любишь шуршащие слова, песенки, танцы. Давайте, ребята, придумаем шуршащие слова.

Песня "Слово на ладошке"
(Стихи Н. Пикулевой, муз. Е. Попляновой)

"Шу-ша-ши" - логоритмическая игра
Дети идут по кругу, отбивая ритм ногами
"Ша-ша-ша идем мы, не спеша,

Шо-шо-шо и всем нам хорошо,
Ши-ши-ши вокруг нас камыши,
Щу-щу-щу я Шуршика ищу."
М.Р.: А что же нам прислала Весна в этой большой корзине? Я, кажется, нашла какие-то палочки. Что нам с ними делать?

Игры с палочками: "Ножки"
М.Р.: Ножки, ножки, вы шагали?
Дети: Мы шагали, мы шагали.
М.Р.: Ножки, ножки, вы бежали?

Дети: Мы бежали, мы бежали
М.Р.: Ножки, ножки, вы скакали?
Дети: Мы скакали, мы скакали.
М.Р: Ножки, ножки, вы плясали
Дети: Мы плясали, мы плясали.

М.Р.: Ножки, ножки, вы шуршали?
Дети: Мы шуршали, мы шуршали.
М.Р: Ножки, ножки, вы клевали

Дети: Мы клевали, мы клевали.
М.Р.: Ножки, ножки, вы устали?
Дети: Мы устали, мы устали.
Мы немножко отдохнем и опять играть начнем.

Игры на палочках "Молоток и гвоздь", "Лягушка"
М.Р.: Молодцы, давайте назад в корзинку сложим.
- Ой, кто-то там еще живой: круглый, серый, весь в колючках
И, наверно, очень злой.

А, он не злится, а боится,
Защищается, как может!
Кто же это, дети? - ежик!
А, это ежик Фу-Фу. Как смешно он фыркает. Давайте его подразним.

Мимическое упражнение
(губы вытянуть - "фу-фу", растянуть: "фи-фи")
М.Р.: давайте вспомним стихотворение про ежика:
"Пальчиковая гимнастика "ежик"

еж пыхтит и морщится: "Что я вам, уборщица?"

Лес повсюду подмету, соблюдайте чистоту!
Ходит ежик, ходит ежик
По лесу, по лесу.
Меж дорожек, меж дорожек
Колется, колется.

Уж я ежику-ежу
В поле тропку покажу,
Где пошили мышки
Для себя пальтишки.
М.Р.: Но почему же он такой невеселый?
Может песенку ежику споем?

Песня " Добрый ежик"
(муз. и сл. В. Скай)
М.Р.: Вижу, ежику понравилась ваша песенка, и он что-то хочет сказать вам на ушко. Он предлагает поиграть в его игру.

Игра "Еж и мыши"
(белорусская народная игра)
Все дети вместе с игроками-мышами становятся в круг. Ежик–в центре круга. По сигналу все идут вправо, еж – влево. Игроки произносят слова:
Бежит ежик – ту пу-туп, Весь колючий, остер зуб.
Ежик, ежик, ты куда? Что с тобою за беда?После этих слов все останавливаются. По сигналу к ежу подходит один игрок и говорит:
Ежик ножками туп-туп! Ежик глазками луп-луп!

Слышит ежик – всюду тишь, Чу!.. Скребется в листьях мышь!
Еж имитирует движения: осторожно ходит, прислушивается. Мыши в это время бегают за кругом. Ведущий говорит:
Беги, беги, ежик, Не жалей ты ножек,
Ты лови себе мышей, Не лови наших детей!

Мышки бегают по кругу, выбегая и за круг. Еж их ловит (пятнает). Игроки быстро приседают и опускают руки. Мышка поймана: она в мышеловке. Таким образом игра повторяется несколько раз.
Правила игры: Все действуют точно в соответствии с текстом. Еж пятнает мышей, слегка коснувшись их рукой. Запятнанная мышка сразу выходит из игры.
М.Р.: А сейчас ежик расскажет нам музыкальную сказку, а вы будете угадывать, какие инструменты будут помогать ему в этом.(дети сели спиной)

Музыкальная сказка-игра "Угадай музыкальный инструмент"
(С. Маршак "Апрель")
Апрель, Апрель,
На дворе звенит капель (треугольник)
По полям бегут ручьи (глиссандо на ксилофоне)

На дорогах лужи,
Скоро выйдут муравьи после зимней стужи (погремушка)
Пробирается медведь сквозь
Густой валежник (трещетки)
Стали птицы звонче петь (дудочка)
И расцвел подснежник (фортепиано)

М.Р.: Ну, раз вы все инструменты угадали, давайте на них поиграем.

Игра "Я иду…"
(с музыкальными инструментами)
М.Р.: Ой, что-то Шуршик зашуршал, что-то мне говорит. Оказывается, он хочет позвать своих друзей Шуршалок и предлагает с ними потанцевать.

Танец "Солнечных зайчиков"
(с султанчиками)
М.Р.: Ну вот как весело прошло у нас сегодня занятие с Шуршиком, до свидания, ребята!!! Дети уходят в группу.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: детский сад, логопедия