Конспект логопедического занятия: Путешествие в весенний лес

Цели занятия:

  • Способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время.
  • Формировать положительно-эмоциональное отношение к красоте весенней природы.
  • Расширять и активизировать словарь детей по данной теме.
  • Закреплять навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными.
  • Развитие связной речи, артикуляционной, мелкой и общей моторики.

Оборудование: магнитная доска и картинки к ней, изображающие приметы весны (капель, ручеек, первые листочки на деревьях, проталинки, птицы, солнце, тающий снег, скворечник, почки).

Весенний лесВесенний лес

Ход занятия

Раз, два, три, четыре, пять –
Будем мы сейчас опять:
Смотреть, слушать, размышлять,
Но друг другу не мешать.
Внятно, четко говорить,
Не вертеться, не шалить.

Вы любите отгадывать загадки? Тогда слушайте:

Стала теплою погода,
Светит солнце, и природа
Пробудилась ото сна
В гости к нам пришла …

- Верно, весна.

Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет -
В лесу подснежник расцветет.

- Ребята, хотите поехать в интересное путешествие? Я предлагаю отправиться на прогулку в весенний лес.
- Как вы думаете, на чем можно путешествовать?
Дети: перечисляют виды транспорта.

- А мы с вами поедем на машине. Приготовились, вперед!

Едем, едем на машине,
Нажимаем на педаль.
Газ включаем-выключаем.
Смотрим пристально мы вдаль.

Дворники счищают стекла,
Вправо-влево - чистота,
Волосы взъерошит ветер,
Мы шоферы - хоть куда!

- Вот мы с вами и очутились в весеннем лесу. В лесу дышится легко, сделайте глубокий вдох носом, а выдохните через ротик.
- Давайте вспомним, какие признаки весны вы знаете? (Ответы детей)
Сейчас я вам предлагаю сыграть в игру "Правильно - неправильно", если вы услышите правильный признак весны, то давайте хлопнем в ладоши.

Игра "Правильно - неправильно"

Наступила весна. Снег тает. Затрещали сильные морозы. Прилетели перелетные птицы.Дети надели теплые шубы, валенки. Побежали ручьи. Началась метель, вьюга. С сосулек капает. Начался листопад. Созрели ягоды.
- Правильно, ребята.

Дидактическая игра "Назови, какая погода?"

Какая погода бывает весной, если идет дождь? (дождливая)
Если дует ветер (ветреная)
Если на улице холодно, какая погода? (холодная)
Если пасмурно (пасмурная)
Если сыро (сырая)
Если на улице тепло, какая погода? (теплая)
Если солнечно (солнечная)
Если ясно. (ясная)

- Все рады весне, ждут ее с нетерпением. В старину считали, что весна не приходит сама. Раньше весну зазывали в гости и говорили такие слова. Весна красна! В гости просим! Приди скорей! Принеси с собой. Давайте каждый из вас попросит что-нибудь у весны. (Логопед передает игрушку - солнышко, Дети просят весну принести: хорошую погоду, теплое солнышко, зеленую травку, теплый ветерок, поющих птиц, подснежники и т. д.)

- Посмотрите, какое красивое солнышко у нас, как оно улыбается нам. На землю к нам вернулась красавица весна. Давайте ощутим ее прикосновение. (Проводится массаж лица)

Светит яркое весеннее солнышко – (поглаживание) и ласкает нам лицо.
Дождик еще холодный - постукивание подушечками пальцев
По утрам еще иногда пощипывает мороз - пощипывание
А все-таки солнышко светит сильнее - снова поглаживание
- Давайте послушаем, как шагает по земле весна. (звучат звуки природы)

4. Логопедическое упражнения на развитие силы и модуляции голоса.

Тает снег, сугробы оседают (а-а-ах);
Звонко капают капели (кап-кап-кап);
Бежит звонкий, чистый ручеек (с-с-с-с);
Птицы весело запели (чик-чирик);
Встретят солнце птичьи трели (тр-р-р-р);
Птицы к нам тепло зовут:
Дятел – д-д-д-д-д;

Синица – тинь-тинь-тинь;
Ворона – кар-кар-кар;
Кукушка – ку-ку-ку;
Воробей – чик-чирик;
Сорока – ч-ч-ч-ч;
Филин – у-у-ух;
Котик нежится на травке (мяу)
Его гладит лучик солнца золотой. (а-а-а-а)


- Весной просыпаются насекомые. Они откладывают яйца , а из яиц появляются личинки . А каких насекомых вы знаете? И сейчас я вам предлагаю поиграть в игру "Превращалки":

Вот мы, вот мы превращаемся в жука - жжжжжжжж
Комарик – зззззззз
Сверчок - чччччччч
Кузнечик - ццццццц
Стрекоза – ссссс
Шмель - шшшшшш

- Атеперь поговорим на языке насекомых:
За-за-зу, за-за-жа
Зы-зо-жа, жа-жу-жи
СА-со-су, СА-СА- ша
Ша-шу-ши.

(Детям дается задание - разукрасить насекомых)

- Вот мы с вами поговорили о насекомых, а теперь давайте с вами вспомним, какие изменения происходят весной в жизни животных? (Ответы детей) Заяц меняет белую шубку на серую. Белка вновь становится рыжей. Весной медведи просыпаются после зимней спячки, у них появляется потомство.

- И мы с вами сейчас превратимся в медвежат и узнаем, как они просыпаются после зимней спячки. А поможет нам превратиться в медвежат моя волшебная палочка. Перед началом упражнения педагог подходит к каждому ребенку, дотрагивается до него рукой или блестящей указкой ("волшебной палочкой") со словами:

- Вы сегодня не ребята,
- Вы – смешные медвежата.
- Саша не ребенок,
- Саша – медвежонок.

- Антон не ребенок,
- Антон – медвежонок.
- Алеша не ребенок,
- Алеша – медвежонок.
Мы веселые ребята, наше имя медвежата.

- Медвежата сладко спят, (Дети прислоняются к спинкам стульев или опускают головы на сложенные на столе руки, закрывают глаза)
- И расслабленно сопят. (Спокойно и глубоко дышат)
- Солнце глянуло в окошко,

Все зажмурились немножко. (Крепко зажмуривают глаза)
- Медвежата, хватит спать! (Широко открывают глаза)
- Вам давно пора вставать.
- Медвежата все проснулись, (Потянулись, улыбнулись, с напряжением тянут руки вверх, опускают, растягивают губы в улыбке)

- Любят мишки чистоту.
- Умываться все идут
- Кран, откройся. (Имитируют движение руки при открывании крана)
- Нос, умойся. (Проделывают поглаживающие вращательные движения указательными пальцами обеих рук вдоль носа сверху вниз с обеих сторон)
- Мойтесь сразу оба глаза, (Выполняют круговые массирующие движения по векам)
- Лоб и щеки. (Разглаживают лоб от центра к вискам. Растирают щеки)

Мойся, шейка. (Растирают шею, поворачивая голову вправо – влево)
- Ручки, мойтесь хорошенько. (Растирают руки)
- Словно щеткой язычком.
- Чистить зубы мы начнем. (Открывают рот, гладят верхние, затем нижние зубы в горизонтальном и вертикальном направлениях)
- Принюхались медвежата. (Делают полный медленный вдох через нос, задерживают воздух на 2 с, медленно выдыхают через рот)

- Что – то пахнет непонятно. (Повторяют упражнение 3 – 5 раз)
- Очень вкусно. Это мед!
- Мама к завтраку нас ждет.
- Медвежата мед лакали
- Потом губки облизали. (Облизывают губы в направлении вперед – назад, рот держат открытым)

- Надо чай горячий пить,
- Но сначала остудить. (Кистью руки изображают чашечек)
- Вы, медвежата не ленитесь,
- Сперва подуйте. (Делают вдох носом, выдох через рот, губы вытягивают трубочкой, воздушную струю направляют на "чашку" в руке)
- Потом попейте. (Имитируют "питье" из "чашки)
- А после улыбнитесь. (Растягивают губы в улыбке)
- Завтрак съеден. Молодцы!

Физминутка "Зайчики"

- На лесной опушке веселятся зайцы, радуются весне.
Упражнение "Зайчата". Скачут зайцы – Дети выполняют прыжки, руки на голове. Прыг да скок – На лесной опушке, А у зайчиков торчат На голове ладошки. Ушки на макушке.

Формирование практических навыков правильного употребления относительных прилагательных

- Вот мы и узнали, как просыпаются медвежата и как радуются весне зайчата.

Словесное упражнение "У кого кто?"

- Как зовут у лисы детеныша – лисенок-лисята, у медведицы – медвежонок-медвежата, у волчицы – волчонок-волчата, у ежихи – ежонок-ежата, у белки – бельчонок-бельчата, у зайчихи – зайчонок-зайчата.

Итог занятия

Вот и закончилось наше путешествие по весне. Ребята понравилось путешествие? Пора нам возвращаться обратно. А теперь поедет обратно тот, кто вспомнит, чем мы сегодня занимались на занятии. Молодцы! Вы все хорошо запомнили.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: детский сад, логопедия