Основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100». «Познаю себя». Методические рекомендации к программе социально-личностного развития детей дошкольного возраста М.В. Корепановой, Е.В. Харламповой - М.: Баласс, 2004.
(Образовательная система «Школа 2100»).
Возрастная группа подготовительная (6-7лет)
Направление образования и развития (Образовательная область): «Социально-коммуникативное развитие».
Цель: уточнить и расширить представление детей об эмоциональном состоянии «злость»
Задачи:
Познакомить с эмоциональным состоянием - злость. Продолжать формировать интегративное качество «Эмоционально отзывчивый».
Развивать способность адекватно выражать свое эмоциональное состояние посредствам мимики, жестов, пантомимики, умение рассказывать о своих чувствах. Продолжать учить понимать и употреблять в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный, веселый, радостный, грустный, спокойный). Закрепление знаний художественных выразительных средств (интонация).
Создать условия для: позитивного восприятие детьми друг друга, овладения навыками адекватного выражения чувства « злости», развития умения корректировать собственное эмоциональное состояние.
Обеспечивать рациональное использование динамических поз и удовлетворение в двигательной активности.
Виды деятельности: игровая, ситуация-упражнение, релаксация, этюд.
Формы организации: индивидуальная, в малых группах, групповая.
Формы реализации детских видов деятельности: дидактические игры, решение проблемной ситуации, дискуссия, релаксация, пантомимический этюд.
Оборудование: карта «Необыкновенной страны чувств», рисунок человека со злостью на лице, Злюка, музыкальное сопровождение, красный шарик.
Ход НОД
Деятельность воспитателя |
Деятельность детей |
I. Вводная часть |
|
Дидактическая игра «Давайте поздороваемся». Игровые задачи: произносить приветствие с различной силой голоса и интонацией. Педагог предлагает детям взяться за руки и сказать хором: «Доброе утро», потом прошептать, пропеть, сказать радостно, грустно (играет спокойная музыка). Психолог сообщает детям, чем они сегодня будут заниматься, рассказывает о том, что они вместе продолжат путешествие по «Необыкновенной стране чувств», и предлагает детям вспомнить с какими чувствами они уже успели познакомиться и что помогает определить эти чувства. |
Дети стоят в кругу и здороваются друг, с другом используя разные средства голоса и интонации.
Дети сидят на стульях и обсуждают с педагогом ранее пройденный материал. |
На экране появляется карта «необыкновенной страны чувств» и дети видят новый объект - вулкан, и не простой, а «Клокочущий вулкан». Педагог рассказывает детям, что узнать, что же за чувство обозначает этот объект, дети смогут у подножия вулкана и им пора отправляться в путь. Двигательная гимнастика «Буря». Детям предлагается представить, что они на волшебном корабле и их корабль совершает путешествие к подножию вулкана. Чем ближе корабль подплывает к Клокочущему вулкану, тем яростнее волны бьются о борт корабля (играет музыка «Буря»). Создание затруднения. Педагог рассказывает детям, что они причалили к вулкану и здесь их встречает какой-то человек, иобращает внимание на его лицо. Какое чувство испытывает этот человек? Что произошло с его ртом? Бровями? Какое у него выражение лица? Когда дети поняли, что за чувство испытывает человек, психолог спрашивает, поняли ли ребята почему вулкан называется клокочущим. Уточняет, что когда люди злятся, то внутри них все от возмущения клокочет, вот-вот взорвется и выплеснется наружу. (играет тревожная музыка) Появляется хозяйка клокочущего вулкана Злюка, и, кажется она не рада появлению гостей. Она решила заколдовать путешественников, сделать так, чтобы они всегда сердились и злились. Для того, чтобы избежать этого, ребятам надо будет выполнить все задания Злюки и научиться правильно выражать свою злость. Педагог спрашивает детей, готовы ли они продолжать путешествие, не боятся ли они Злюки и ее заданий, смогут ли они с ними справиться? Предлагает им свою помощь. |
Дети сидят на стульях на ковре полукругом и знакомятся с новым объектом на карте.
Ребята встают в круг и изображают настроение морских волн. (Играет музыка П.И.Чайковского «Буря».)
Дети присаживаются на стулья, знакомятся с пиктограммой «злость» и обсуждают ее.
Дети высказывают свои предположения.
Дети знакомятся со Злюкой, и решают, готовы ли они отправиться в дальнейшее путешествие. |
II. Основная часть. Изложение нового материала. |
|
Задание Злюки №1. Этюд «Злюка» Злюка предлагает детям изобразить себя. |
Дети сидят и смотрят друг на друга со злостью и недовольством. Брови сдвинуты, верхняя губа закушена, колючий взгляд. |
Задание Злюки №2. Этюд «Зинка-Злюка» Педагог читает детям стихотворение, по ходу которого они должны мимикой и пантомимикой изображать происходящее в тексте. Я не знаю что со мной. Разве лучше быть одной? Всех друзей обидела, плохое в них увидела. Посмотрите, вон у Герки не глаза, а просто зенки! (Нахмуриться и показать пальцем друг на друга.) Ленка супом любит хлюпать! (Рот перекошен, тычат друг в друга пальцем) Вместе мы с утра играли- не с кем поиграть сейчас. Нет ребята, я не злая. Злинки мне попали в глаз. (Наклонить голову набок, сдвинуть брови, сморщить нос, руки положить на пояс, топать ногой) Обсуждение: - Что вы чувствовали, когда изображали злость? - Как билось ваше сердце? - Как вы дышали? - В какой части тела живет злость? - Почему злых людей никто не любит? - Можете ли вы совсем не злиться? - А как правильно мы можем выразить свою злость? Психолог рассказывает детям, что Злюка совсем не довольна тем, что ребята так легко справляются с ее заданиями, и что из-за ее злости из кратера вулкана появилось облако и повисло над их головами. Смотрите, по небу грозное страшилище летит, И кулаком громадным сердито нам грозит. Педагог предлагает больше не злить Злюку и выполнить ее последнее задание. Закрепление в новых условиях усвоенной информации. Игра «Разозлись как…» (играет музыка) Педагог загадывает определённый «образ», дети изображают его по средствам мимики и пантомимики. - гроза - вулкан - Человек паук - Баба-яга - Шрек Психолог рассказывает детям, что Клокочущий вулкан немного затих, а значит надо воспользоваться этим моментом, пока Злюка немного успокоилась и научиться управлять злостью. Волшебный шарик злости. Педагог предлагает детям передавать воздушный шар, по кругу отдавая ему всю свою злость. После того, как шар возвращается к педагогу, она рассказывает, что весь гнев и обида поместились в этом шаре злости, и чтобы не отсталость и следа, шар лопается, пусть вся злость и гнев остаются на Клокочущем вулкане. |
Дети слушают стихотворение и изображают средствами мимики и пантомимики происходящее в тексте.
Дети вместе с педагогом сидят кругом и обсуждают свои чувства и ощущения.
Дети по средствам мимики и пантомимики изображают разные явления и героев в злом эмоциональном настроении.
Дети передают друг другу воздушный шар красного цвета, немного сжимают его в руках, передавая ему свою злость, и говорят: «Я не злюсь, я спокоен». |
III. Заключительная часть. Рефлексия. Двигательная гимнастика «Путешествие домой» Детям предлагается представить себя на корабле и совершить путешествие домой (играет спокойная музыка). Вопросы для рефлексии: Понравилось ли вам наше путешествие? Что нового и полезного узнали? Как можно секреты эти применить в нашей жизни? Что расскажите своим родителям? Детям предлагается выбрать смайлик с выражением лица, повторяющим их чувства и ощущения в настоящий момент (играет веселая музыка). |
Дети сидят на стульях и представляют, что совершают путешествие домой. Представляют, что корабль качается на волнах, делают вдох-выдох (3 раза), раскачиваясь вместе с кораблем. Море немного волнуется и дети качаются сильнее, вот они практически падают с корабля, но теперь кораблю вышел из владений клокочущего вулкана, снова штиль, немного покачиваемся, вдох-выдох(3 раза). Дети сидят на стульях, обсуждают с педагогом занятие и их состояние в настоящий момент. Дети выбирают смайлик, изображающий их эмоциональное состояние, после чего забирают это смайлик себе. |