Сценарий деловой игры для воспитателей "Ключи от грамоты"

Деловая игра "Ключи от грамоты" направлена на повышение профессиональной компетентности воспитателей в области развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста.

Участники выполняют практико-ориентированные задания, обмениваются опытом и получают новые педагогические инструменты для успешной подготовки детей к обучению грамоте.

Золотой ключ, кубики с буквами и карточки для развития фонематического слуха и звукового анализа у детейЗолотой ключ, кубики с буквами и карточки для развития фонематического слуха и звукового анализа у детей

Цель игры: повышение уровня профессиональной компетентности воспитателей по вопросам развития навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • актуализировать теоретические знания педагогов по теме. Совершенствовать практические умения в использовании игровых приёмов и упражнений для развития фонематических процессов;
  • стимулировать творческий подход к организации работы по подготовке к обучению грамоте;
  • способствовать обмену педагогическим опытом.

Оборудование: значки капитанам, названия команд, жребий с названиями команд, детали ключа, ключ маленький, ларец, подарки, вопросы, бумага, ручки, карточки для составления звуковых схем (красные, синие, зеленые карандаши), звоночки, секундомер.

Ход игры

Организационный момент

Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады видеть вас на нашей деловой игре, посвященной теме логопедической недели "Развитие языкового анализа и синтеза".
- Сегодня мы с вами отправимся на поиски "ключей от грамоты".

- Грамотная речь и успешное обучение в школе начинаются с умения слышать и анализировать звуки речи. Наша задача - собрать все детали ключа, выполняя задания, чтобы открыть ларец педагогических секретов и пополнить свою профессиональную копилку.

- Жеребьевкой вы уже распределились по командам!
- Сейчас вам необходимо выбрать капитанов команд. ("Звуковички", "Грамотеи", "Слоговички" - надеваем значки на капитанов)

Основная часть

- Каждое выполненное вами задание - это полученная деталь общего "ключа".

Задание 1. "Блиц-опрос"

- Командам поочередно задаются вопросы. За каждый правильный ответ - 1 деталь ключа.

Вопросы

  1. Что такое звуковой анализ? (определение порядка следования звуков в слове, установление различной роли звука)
  2. Что такое звуковой синтез? (соединение звуков в слово)
  3. В каком возрасте ребенок должен уметь определять место звука в слове? (в возрасте 5-6 лет)
  4. Сколько в русском языке гласных букв? (10)
  5. Сколько гласных звуков? (6)
  6. Назовите звуки, которые обозначают гласные буквы "е", "е", "ю", "я". ([й’э]); [й’о]); [й’у]); [й’а])
  7. Какие согласные звуки всегда твердые? ([ж] [ш] [ц])
  8. Как определить твердость согласных звуков? (после согласного звука стоят гласные буквы а, о, у, ы, э, если два согласных звука подряд)
  9. Как определить мягкость согласных звуков? (после согласного звука стоят гласные буквы я, е, е, ю, и или ь)

Задание 2. "Звуковой аукцион"

- Я называю звук. Команды записывают у себя на листочках слова, которые начинаются с этого звука. Затем команды по очереди называют свои слова, не повторяясь.
- Повторяющиеся слова вычеркиваете. Побеждает та команда, у которой будет больше всего неповторяющихся слов. (1 деталь ключа победившей команде)

Задание 3. "Шифровальщики"

- Каждая команда получает предметную картинку. Задача — быстро и правильно составить звуковую схему слова с помощью цветных карандашей.
- Команда, которая выполнит задание, нажимает на звонок. Оценивается скорость и правильность. (1 деталь за скорость, 1 деталь за правильность)

Задание 4. "Живые слова"

- Командам ведущий раздает загадки. Участники должны быстро и правильно составить слово-отгадку из набора букв. Это упражнение на звуковой синтез.

Пышный куст в саду расцвел,
Привлекая ос и пчел.
Весь в больших цветах махровых –
Белых, розовых, бордовых! (Пион)

Я капризна и нежна,
К любому празднику нужна.
Могу быть белой, желтой, красной,
Но остаюсь всегда прекрасной! (Роза)

Даже ночью муравьишка
Не пропустит свой домишко:
Путь-дорожку до зари

Освещают фонари.
На больших столбах подряд
Лампы белые висят. (Ландыш)

На окне, на полке
Выросли иголки
Да цветки атласные -
Алые и красные. (Кактус)

Задание 5. "Педагогическая находка"

- Каждой команде предлагается проблемная ситуация. Ваша задача - придумать 2-3 игровых приема, чтобы разрешить эту ситуацию. Команды за 2 минуты предлагают свои варианты. Задание на креативность и обмен опытом. (1 деталь ключа каждой команде)

  • Ребенок 5 лет не может определить первый звук в слове. Придумайте 2-3 игровых приема, чтобы ему помочь.
  • Ребенок 5 лет не понимает, сколько слогов в слове, придумайте 2-3 игровых приема, чтобы ему помочь.
  • Ребенок 5 лет не может придумать слово на заданный гласный звук, придумайте 2-3 игровых приема, чтобы ему помочь.

Подведение итогов игры. Рефлексия

- Уважаемые коллеги, все задания выполнены. Предлагаю капитанам команд принести свои заработанные детали и сложить общий ключ.

Ведущий торжественно открывает сундук, в котором лежат дидактические игры для развития фонематического слуха и развития языкового анализа и синтеза.

- Наша деловая игра подходит к завершению, предлагаем провести рефлексию и каждой команде придумать окончание своих фраз:

  • Сегодня я вспомнила...
  • Для меня было полезным...
  • Я обязательно попробую в работе со своими детьми...

- Спасибо всем за активную работу!
- Надеемся, эти "ключи" помогут вам открыть двери в мир грамоты для ваших воспитанников.

Размер:
17.78 Kb
Скачали:
15

Метки к статье: детский сад, обмен опытом