Технология обучения грамоте старших дошкольников

Одной из важнейших задач дошкольного образования является подготовка ребенка к следующему образовательному этапу.

Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний, умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня познавательных интересов и познавательной активности ребенка.

Школа постоянно повышает требования к интеллектуальному развитию детей. Одной из главных задач для педагогов ДОУ и родителей при подготовке детей к школе является именно развитие речи и обучение грамоте.

Обучение грамоте вызывает у детей, как правило, большие сложности. Трудные понятия и знания ребенок усваивает легко и быстро, если они преподносятся на доступном ему языке

Для этого, обучение грамоте можно условно разделить на 4 этапа: знакомство со звуком и буквой, знакомство с понятием слог, слово и предложение. Про каждый этап расскажу подробнее.

Этап 1. "Звук и буква"

В самом начале необходимо познакомить детей с самим понятием "Звук", и что звуки бывают речевые и неречевые. Все что мы произносим - это звуки. Звуки бывают разные. Они делаться на согласные и гласные. А что бы легче было это запомнить, я рассказываю сказку, а для наглядности использую "звуковичков" - которые обозначают определенные звуки.

Сказка о гласных и согласных звуках

В одной волшебной стране жили звуки, страна эта была совсем крохотная. Жителей этой страны никто никогда не видел, так как они были невидимками, а вот слышать их можно было. Некоторые звуки были певцами: А, У, О, И, Э, Ы. За певучесть и голосистость их прозвали гласными. Они очень дружили. Эти звуки распевали волшебные песни. А-А-А-А, О-О-О-О…

Однажды они так весело запели, что и другим звукам захотелось тоже так петь.
"П-П-П" - запыхтел согласный звук "П". Пыхтел, пыхтел, а спеть песенку не смог. Заплакал он, загоревал: "Ох, какой я не певучий, у меня нет голоса, я не могу петь".
"Т-Т-Т" - застучал звук "Т", стучал, стучал, а спеть песенку не смог. Заплакал, загоревал; "Ох, какой я невезучий, у меня тоже нет голоса, меня почти никто не слышит".

"К-К-К" - закряхтел звук "К" и тоже не смог спеть песенку.
"Не печальтесь, не певучие звуки, — сказала голосистая девочка - звук "А", - Мы, гласные звуки, сможем всем помочь. Только вы всегда должны стоять рядом с нами. Согласны?" "Согласны! Согласны!" - закричали звуки.

С тех пор стали крепко дружить гласные и согласные звуки. Встанут рядом и поют любую песенку. МА-А-А, То-о-о…

Эта сказка помогает детям лучше запомнить понятие согласный и гласный звук, и когда мы даем характеристику звуку можно напомнить детям поется этот звук или нет. Для различения звонких и глухих согласных я рассказываю другую сказку.

Сказка про глухие и звонкие согласные звуки

Решили согласные звуки в путешествие отправиться. Да вот беда: одни в шумный город поехать хотят, другие в тихий лес, на природу. Те звуки, что в город стремятся, сами голосистые, им бы в городе и жить: они звенят, как трамвай - ЗЗЗ!, рычат, как трактор - РРР!

А на природу робкие тихони собираются, их голоса на звуки природы походят:
ШШШ - шуршат змейкой в траве,
ФФФ - фыркают ежиком,
ЦЦЦ - стрекочут в траве кузнечиком.

С тех пор так и повелось. Звонкие согласные всегда о себе громко заявляют, во весь голос.

А глухие согласные… их трудно услышать, напоминать же нам о себе они стесняются. Как же быть? Просто. Эти звуки легко различать, если провести простой эксперимент. Нужно приложить ладошку к горлу и произнести звук, если чувствуете вибрацию, звенит голосок - звонкий звук, нет вибрации, тихо шумит голосок - глухой звук.

И так как мы звуки не можем увидеть, то мы их можем обозначить символами. Для этого я предлагаю детям, что гласный будет красный кружок (потому что он красивый), синий (как лед) - твердый звук, а зеленый (как травка) - мягкий звук, которые могут быть глухие (без колокольчика) или звонкие (с колокольчиком).

При дальнейшем изучении звука можно поиграть в игру "Живые звуки", где закрепляется понятие "схема слова" или "ряд".

Игра "Живые звуки"

Детям раздаются разные символы, логопед называет любой звук, и выходят дети с символом этого звука. Игра начинается с дифференциации гласных и согласных звуков. Затем дети дифференцируют мягкие и твердые, глухие и звонкие звуки. Затем игра усложняется, логопед называет короткое слово или выставляет картинку, и дети - звуки выстраиваются в ряд создавая звуковую схему данного слова.

После изучения понятия "звук", можно дать понятие "буква". Звуки при письме мы обозначаем буквами. Буквы мы можем прочитать и написать. И здесь мы заучиваем правило: "Звуки мы слышим и произносим, буквы мы видим и пишем".
Лучше давать понятия "Звук" и "Буква" вместе, что звук "с" - согласный, твердый и глухой, а при письме он становиться буквой,С которую можно написать и прочитать.

Этап 2. "Слово"

После того как дети закрепили понятие звуки и слоги, можем прейти к понятию слово. Тут можно игру "Живые звуки" трансформировать в игру "Живые слова" с использованием букв. Так в игровой форме закрепляется звуко - буквенный анализ слова.

Так же бывают слова-предметы, которые обозначают живые и неживые предметы и отвечают на вопросы: Что? и Кто? Слова-признаки - мы можем описать какой это предмет (какой, какая, какое и какие?), и слова действия - что этот предмет делает.

При изучении слов, начинаем активно использовать кассы букв, вместе со звуковой схемой. Сначала предлагаем выложить схему слова по предложенной картинке, а ниже выложить само слово из букв. Все начинается с коротких слов (типа мак, кот, дом), а в подготовительной к школе группе используем двух- и трехсложные слова. Для усложнения можно предложить детям подобрать слово из предложенных картинок (или букв) под выложенную педагогом схему.

А еще дать понятие, что слова состоят из слогов, и в слове может быть несколько слогов. Количество слогов можно считать несколькими способами: прохлопывать слоги или сколько раз подбородок опускается, столько и слогов. Еще нужно выучить правило "сколько в слове гласных звуков, столько и слогов"

Этап 3. "Слог"

На данном этапе дается понятие, что слог - это часть слова. Лучше всего это понятие можно усвоить на такой схеме, где воздушные шары — это гласные звуки, а в корзинке спрятался согласный звук. Здесь мы изучаем слияние звуков в слоги как открытые "ас", так и закрытые "са". Я объясняю детям, что нужно протянуть первый звук, пока не дотянемся до второго.

М-М-М-а. А-А-А-А-М. Так происходит слияние

Этап 4. Предложение

Еще один этап обучения грамоте - предложение. Предложения - это слова, связанные по смыслу. На письме первое слово начинается с большой буквы, а в конце обязательно стоит точка. Для лучшего понятия, что же такое предложение, можно использовать игру.

Игра "Живые предложения"

Каждому ребенку называется слово, педагог читает предложение, а дети - слова выстраиваются в ряд и произносят свое слово, создавая живое предложение. При закреплении понятия "предложение", можно использовать такое упражнение.

Упражнение "Деформированные предложения"

Педагог называет детям предложения, где слова стоят не по смыслу и спрашивает "Это предложение?", а потом просит назвать предложение правильно. Для детей, плохо владеющих связной речью, можно использовать конструктор фраз и предложений.

Веселые картинки помогают детям составить предложение используя разные части речи, а так же найти несоответствия если я совместила картинки не правильно, из-за чего пропал смысл предложения. С помощью конструктора фраз формируются не только элементы грамоты и связной речи, но и логика мышления.

Так же предложения можно выложить при помощи схемы, где прямоугольники обозначают слова, а маленький прямоугольник- это предлог (короткое слово), еще есть прямоугольник с вертикальной красной линией - начало предложения и обязательно точка.

На протяжении всех этапов обучения каждый ребенок активно трудится, логически мыслит и не только слушает, выделяет, определяет место звука в слоге и слове на слух, но и воспринимает это слово и все входящие в него буквы зрительно, соотнося их со звуками, тренируется в их написании.

Таким образом, развитие анализа и синтеза звукового состава слова происходит одновременно с развитием артикуляционных навыков и фонематического восприятия. Опыт показывает, что данная система работы по обучению элементам грамоты успешно решает вопрос о коррекции аналитико-синтетической деятельности детей.

К концу срока обучения в речевой группе практически у всех детей фонематический слух находится в пределах возрастной нормы, дети успешно справляются с любыми формами анализа и синтеза.

Проводимая работа способствует развитию у детей слухового внимания, восприятия, памяти, внимания к речи окружающих, помогает в формировании слоговой структуры слова. Моя технология обучения грамоте дат возможность подготовить дошкольников к дальнейшему успешному школьному обучению.

 подготовить дошкольников к дальнейшему успешному школьному обучению.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: детский сад, обмен опытом