Природа - важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Знакомство ребенка с природой начинается с того места, где он родился и живет. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и очень часто влияют на отношение человека к природе не только своего района, края, но и к Родине.
Создание гербария – это отличное занятие для развития познавательной инициативы ребенка, развития его умственного и творческого потенциала. Никакая фотография не сравнится с настоящим растением, которое ребёнок сам нашел, засушил, получил информацию о нём. А сбор растений для гербария - это отличная возможность продуктивного общения детей и взрослых.
Гербарий (лат. "травник") - это коллекция засушенных растений. В гербарии могут быть как цветы, так и листья деревьев
Как сделать процесс создания гербария увлекательным?
1. Предоставьте ребёнку самостоятельно или совместно с родителями провести исследование и выяснить название каждого растения, сравнивая экземпляр с фотографиями из энциклопедии растений: это развивает наблюдательность и прививает навыки работы со справочной литературой.
2. Чтобы процесс не превратился в рутину, расскажите о занимательных фактах, связанных с каждым растением, о неожиданных способах его применения, легендах и преданиях о нём.
Помимо прочего, такой подход позволит ребёнку гораздо лучше запоминать растения.
3. В зависимости от возраста и склонностей ребёнка, создание гербария можно превратить в научный проект, арт-объект, творческую мастерскую или увлекательный квест.
Мы создали гербарий "Азбука растений". Он даёт возможность дошкольникам самим рассматривать растения, а педагогу – сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.
Растения в гербарии собраны совместно с родителями. Каждая семья в конце весны получила задание – собрать и засушить растения, названия которых начинаются на одну букву. Список растений был составлен воспитателями.
Букву выбирала каждая семья. В течение лета родители вместе с детьми собирали и засушивали растения. В сентябре все растения были собраны и расположены по алфавиту. Про каждое растение подобрана интересная информация и фотография.
Данное пособие создано с целью формирования представлений у дошкольников о разнообразии растительного мира.
Гербарий находится в доступном для детей месте - центре Природы, используется на занятиях, в кружковой и самостоятельной деятельности детьми старшего дошкольного возраста.