Маркеры игрового пространства в речевом развитии детей с ФФНР в старшем дошкольном возрасте

В процессе модернизации системы дошкольного образования сегодня складываются новые условия воспитания и обучения детей, в том числе и детей с особыми образовательными потребностями.

В педагогическом процессе инновации выступают в качестве новых внедрений в организацию взаимодействия педагога и ребенка. Инновационные формы работы с каждым годом расширяют возможности педагогов, в том числе и логопедов в работе с дошкольниками с ФФНР.

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФНР) – нарушение процессов звукопроизношения и восприятия фонем при различных речевых нарушениях у детей с нормальным интеллектом и биологическим слухом

Использование маркеров игрового пространства в дошкольных образовательных учреждениях для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи является высоко актуальным по следующим причинам:

1. Рост числа детей с ФФНР и потребность в эффективной коррекции:

Статистика показывает устойчивый рост числа детей с речевыми нарушениями, в том числе с ФФНР. Ранняя коррекция речевых дефектов является ключевым фактором успешной адаптации к школьному обучению и дальнейшей социализации.

ФФНР не скорректированное в дошкольном возрасте, может привести к трудностям в освоении чтения и письма (дислексии и дисграфии), а также к проблемам в общении со сверстниками и взрослыми.

2. Особенности речевого развития детей с ФФНР

Дети с ФФН испытывают трудности в различении и воспроизведении звуков речи, что затрудняет формирование правильного произношения, овладение грамматическим строем языка и развитие связной речи.

Им часто не хватает мотивации и интереса к речевым занятиям, что снижает эффективность коррекционного процесса.

Потенциал игровой деятельности в коррекции речевых нарушений

  • Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Она является естественной и привлекательной формой обучения для детей.
  • В игре дети с удовольствием выполняют речевые упражнения, не осознавая, что занимаются коррекцией дефектов речи.
  • Игра способствует развитию мотивации, познавательного интереса и творческих способностей детей.

Маркеры игрового пространства как эффективное средство организации речевой среды

Маркеры игрового пространства (атрибуты, декорации, таблички, схемы) создают определенную атмосферу и тематику игры, стимулируя речевую активность детей.

Они помогают детям ориентироваться в игровом пространстве, выбирать роли, соблюдать правила игры и взаимодействовать друг с другом.

Использование маркеров игрового пространства позволяет организовать разнообразные речевые игры и упражнения, направленные на коррекцию конкретных речевых нарушений (развитие фонематического слуха, артикуляционной моторики, расширение словарного запаса, формирование грамматического строя речи).

Реализация требований ФГОС ДО

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ориентирован на создание благоприятной развивающей среды. Индивидуализация образования, учет особенностей и потребностей каждого ребенка.

Поддержка детской инициативы и самостоятельности. Использование игры как основного вида деятельности.

В заключении

Использование маркеров игрового пространства в ДОУ для детей с ФФНР является актуальным и перспективным направлением коррекционной работы, позволяющим создать эффективную речевую среду, стимулировать речевое развитие детей и обеспечить их успешную адаптацию к школьному обучению и дальнейшей жизни.

Этот подход соответствует современным требованиям к дошкольному образованию, включая ФГОС ДО и принципы инклюзивного образования.

Цель создания маркеров игрового пространства: обеспечение эффективной коррекции и развития речевых навыков у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи посредством организации коррекционно-развивающей работы с использованием маркеров игрового пространства, моделирующих различные социальные ситуации (Почта, Сбербанк, Шиномонтаж, Служба спасения, Корабль)

Общие цели и коррекционно-образовательные задачи (для всех маркеров игрового пространства):

  • Формировать умение составлять рассказы по сюжету игры, описывать действия и события.
  • Развивать умение вести диалог, задавать вопросы и отвечать на них.
  • Обогащать словарный запас, связанный с тематикой каждой игры (профессии, предметы, действия).
  • Формировать навыки вежливого общения, умение обращаться с просьбами и благодарностями.

"Почта"

Задачи:

  1. Познакомить с работой почты, профессиями почтальона, оператора.
  2. Обогащать словарь словами: письмо, посылка, бандероль, открытка, конверт, марка, адрес, почтовый ящик, отправлять, получать.
  3. Формировать умение правильно подписывать конверт.
  4. Развивать навыки вежливого общения с сотрудниками почты и другими клиентами.

Игровые задачи: "Отправь письмо", "Получи посылку", "Оформи перевод", "Оплати квитанцию", "Разложи письма по адресам".

"Сбербанк"

Задачи:

  1. Познакомить с работой банка, профессиями кассира, операциониста.
  2. Обогащать словарь словами: деньги, вклад, счет, карточка, банкомат, кредит, депозит, процент, касса, операция.
  3. Формировать умение считать деньги, совершать простые операции с ними.
  4. Развивать навыки вежливого общения с сотрудниками банка и другими клиентами.

Игровые задачи: "Открой вклад", "Сними деньги со счета", "Оплати коммунальные услуги", "Получи кредит", "Обменяй валюту".

"Служба спасения (МЧС)

Задачи:

  1. Познакомить с работой службы спасения, профессиями спасателя, пожарного, диспетчера.
  2. Обогащать словарь словами: пожар, наводнение, землетрясение, авария, помощь, спасать, звонить, вызывать, тревога.
  3. Формировать представление о правилах поведения в чрезвычайных ситуациях.
  4. Развивать быстроту реакции, умение принимать решения в сложных ситуациях.

Игровые задачи: "Прими вызов", "Отправь бригаду на помощь", "Спаси людей из горящего дома", "Окажи первую помощь", "Потуши пожар", "Ликвидируй аварию".

Использование маркеров игрового пространства в коррекционно-образовательном процессе для детей с ФФНР в ДОУ демонстрирует свою эффективность в качестве средства создания специализированной развивающей среды.

Организованное с помощью маркеров игровое пространство становится более структурированным и понятным для детей, что облегчает их ориентировку и стимулирует активность. Маркеры способствуют развитию различных сторон речи, таких как фонематический слух, артикуляционная моторика, словарный запас, грамматический строй и связная речь.

Игровая форма работы, поддерживаемая маркерами игрового пространства, делает процесс обучения более увлекательным и мотивирующим для детей с ФФНР.

Работа публикуется в сокращении. Скачать полную версию вы можете по ссылке ниже

Размер:
24.2 Kb
Скачали:
8

Метки к статье: детский сад, обмен опытом

Добро пожаловать!

Благодарим за посещение нашего ресурса