Цель занятия: создавать условия для формирование основы экологического мировоззрения, природоохранного сознания и познавательного интереса к экспериментальной деятельности при ознакомлении с водой.
Задачи:
Активизация словаря: жидкость, лаборатория, водопроводная, водохранилище, исследователи.
Дети входят в группу, где их встречает Экомен.
Экомен: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Экомен. Я помогаю охранять природу на нашем земном шаре. Предлагаю вам стать моими помощниками–исследователями. (дети одевают ободки-капельки)
- Сегодня у нас с вами необычное увлекательное знакомство. Мы поговорим об одном из важнейших веществ в природе, без которого невозможна жизнь на Земле.
Я и туча, и туман, и ручей, и океан,
Я летаю, и бегу, и стеклянной быть могу. (Вода)
- Правильно, сегодня мы будем говорить о воде. (Слышен звук капающей воды, входит Капелька)
Капитошка: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Капитошка.
- Я услышала, что вы говорите о воде.
Презентация "Роль воды на земле"
Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане и в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает, в лес туманом заползает.
На плите у вас кипит, паром чайника шипит,
Без нее нам не умыться, не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить: Без воды нам не прожить!
Капитошка: Можно я с вами поиграю.
Дидактическая игра "Что шумит?"
- Посмотрите на картинки, которые лежат на столе. Что вы видите? (дети называют, что изображено)
- Послушайте внимательно и определите, что это за звук и покажите соответствующую картинку. (слушают в записи шум дождя, капли, водопада, шум моря, бегущая вода из крана и т.д., берут карточки и выкладывают перед собой по мере прослушивания записи)
Экомен: Расскажите пожалуйста, кому и для чего нужна вода.
Дети: У воды приятно отдыхать. Летом можно купаться, а зимой кататься на коньках.
- Вода нужна нам чтобы помыть посуду, фрукты, овощи, сделать уборку в доме, помыть руки приготовить обед, ужин.
- Вода нужна для животных, рыб-они погибнут без воды.
- По воде плывут корабли, доставляют грузы в города или другие страны.
- На реках строят гидроэлектростанции. Вода дает электроэнергию.
- Вода нужна для растений, без воды они засохнут.
Экомен: Вода нужна, чтобы делать множество простых, обычных дел.
- Она ничем не заменима. Как вы думайте можно прожить без воды? (Нет)
- Без воды прожить нельзя. Ни одно живое существо не сможет обходиться без нее погибнет, засохнет. Вот поэтому вода – Царица всей природы.
- Вода - это жизнь и воду надо беречь.
Капитошка: Эй, ребята, не ленитесь и за ленточку беритесь. По кругу дружно все пойдем, удивительный сюрприз найдем. (Дети берутся за синие и голубые ленточки, двигаются под веселую музыку, находят в коробке глобус с картинками)
- Что Это? (Глобус)
- Правильно, дети, это глобус - модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.
- Посмотрите, какой он разноцветный. Какие цвета вы видите на нем? (синий, желтый, зеленый, коричневый)
- А как вы думаете, что изображено на глобусе зеленым цветом? Желтым? Коричневым? Синим? (леса, горы, пустыни, моря и реки)
- А какого цвета на глобусе больше? Как вы думаете, что это значит? (Значит, что воды больше чем суши. Она содержится в океанах, морях, реках, ледниках)
- Правильно, вода есть на земле и под землей.
- На земле – это реки, ручьи, моря и океаны, озера и пруды. Под землей тоже есть вода. В некоторых местах вода пробивается сквозь землю, тогда получается … (родник)
- Ребята, а где больше воды – в океанах или реках, озерах? (в океанах)
- Какой можно сделать вывод из этого? (Соленой воды больше, чем пресной)
Капитошка: Какая нужна человеку вода?
- Ребята, а вода из морей и океанов пригодна для питья? (Нет)
- Хотите сами приготовить морскую воду? Проведем опыт.
Экомен: Приглашаем вас в лабораторию. (Дети подходят к столам с оборудованием)
- Вы уже знаете, что такое лаборатория? (Это место, где ученые проводят опыты и ставят эксперименты)
- Сначала повторим правила безопасного поведения при экспериментировании.
- Ребята, занимайте свои рабочие места.
Опыт № 1 "Соленая вода"
На столе стоят стаканы с водой по количеству детей, чайные ложки, соль в блюдце. Капитошка показывает алгоритм опыта.
Капитошка: Рассмотрите алгоритм опыта и расскажите, что нам нужно сделать?
- Возьмите стаканы с водой и добавьте 1 ложку соли, тщательно перемешайте. Положите сырую ложку в рот. Какая вода? (Соленая)
- Можно пить такую воду? (Нет)
- Морская вода содержит много различных солей, которые вырабатываются водорослями. Полезны ванны с морской водой, можно полоскать ею горло, она укрепляет организм, но пить ее нельзя.
- А какую воду можно пить? (Речную, пресную воду, кипяченную воду)
Экомен: А какие реки и водоемы Удмуртии вы знаете? (Река Вотка, Сива, Кама, Вола, Ува, Воткинское водохранилище)
- Воду нужно беречь, потому что пресной воды мало.
- К воде нужно относиться бережно. Откуда берут воду люди?
- Люди роют глубокие колодцы и с глубины ведрами поднимают воду. Мы с вами берем воду из водопровода, из крана. Туда вода приходит по трубам из водохранилищ.
Игра "Ходят капельки по кругу"
Капитошка: Ребята, давайте поиграем в игру. Вам нужно превратиться в маленькие капельки дождя. (Звучит музыка, напоминающая дождь, воспитатель произносит волшебные слова и игра начинается)
Экомен: Я мама Тучка, а вы ребята - капельки, и вам пора отправляться в путь. Под музыку, капельки прыгают, разбегаются.
Капитошка: Полетели капельки на землю, попрыгали, поиграли, скучно им стало поодиночке играть. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками. (Дети объединяются по 2-3 человека)
- Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки собираются в одну цепочку)
- Текут капельки в большой реке и попали в океан. (Дети перестраиваются в хоровод и ходят по кругу)
- Плавали, плавали и вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки легкими и вверх потянулись. (Дети приседают и встают на носочки, вытягивая ручки вверх)
- Испарились они под лучами солнца, вернулись к маме.
- Ребята, как хорошо мы поиграли.
Экомен: А как вода попадает в квартиры? Прямо с реки? (Это картинка с загрязненной водой)
Капитошка: А кто же ее загрязняет? Почему в реке так много мусора? Как он там оказался?
Опыт № 2 "Очищение воды"
Экомен: У вас на столах есть стаканы с грязной водой. Эту воду мы набрали из нашей реки Ува, куда слили бытовые отходы. Такую воду можно пить.
- Поэтому мы будем фильтровать (очищать) воду.
Способ фильтрации 1
Инструкция: Возьмите пустой стакан вставьте в него воронку, а воронку марлю. Переливайте из большого стакана тонкой струйкой в маленький стакан, но не наливайте полный. Посмотрите на фильтр, какой он стал? (он стал грязный на нем остались большие куски грязи)
- А вода стала чистой? (Ответы детей)
- Почему?
Способ фильтрации 2
- Возьмите воронку вставьте во второй пустой стакан, а фильтром будет у нас ткань. Профильтруем воду через ткань. Посмотрите на фильтры. Какие они стали?
- Правильно, здесь песчинки и соринки, значит этот фильтр лучше профильтровал воду, но вода еще не стала чистой.
Способ фильтрации 3
- Возьмите ватные диски, вставьте в воронку ватный диск, аккуратно не продавливая. Наливаем в третий стаканчик грязную воду. Хорошо ли профильтровал воду ватный диск?
- Да, этот ватный фильтр самый плотный и не пропускает самые мелкие соринки.
- Ребята, сегодня в лаборатории мы учились фильтровать воду. Скажите, через какой фильтр нужно фильтровать воду?
Экомен: Какие меры нужно предпринять, чтобы вода оставалась чистой?
- А я предлагаю призвать всех людей к охране воды. Нарисовать такие экологические знаки, которые расскажут, как важно беречь воду, водоемы содержать в чистоте, и распространить эти рисунки в нашем детском саду.
- Предлогаю нарисовать открытый кран и зачеркну его красным фломастером.
- Ребята, скажите, о чем мы с вами говорили сегодня?
- Где находится пресная вода? Какая вода находится в морях и океанах?
- Ребята, вам понравилось быть исследователями?
- Что вы нового узнали о воде?
- Что вам понравилось?