В настоящее время одной из сложных и актуальных проблем педагогики является повышение качества взаимодействия педагогов ДОО с семьями воспитанников в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Это необходимо для наиболее полного преодоления системного недоразвития речи воспитанников.
Форма проведения нашего мероприятия – квест-игра. В игре этого жанра всегда предполагается наличие задания, в котором необходимо что-то разыскать – предмет, подсказку, сообщение, чтобы можно было двигаться дальше.
Задача игрока заключается в том, чтобы как следует поразмыслить, дабы решить предложенную задачу, а также проявить смекалку и умения, чтобы справиться с заданием, а затем двигаться дальше.
Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации досуга ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников.
С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей, сплотить коллектив.
Кроме того, квест-игра является нетрадиционной формой взаимодействия с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ. Соревновательная деятельность обучает детей взаимодействию в коллективе, повышает атмосферу сплоченности и дружбы, развивает самостоятельность, активность и инициативность. А родителям (законным представителям) квест-игра позволяет ненавязчиво обратить внимание на проблемы своего ребенка и найти способы их решения.
Поэтому мы выбрали форму квест-игры для реализации поставленной нами цели.
Цель квест-игры: обобщить и систематизировать знания детей, полученные на логопедических занятиях в течение учебного года.
Задачи:
Оборудование: ПК, мультимедийный экран, презентация, пособие для дыхания, карточки с артикуляционными упражнениями, вопросами, заданиями, медали, памятки и рекомендации для родителей по речевому развитию детей, листы бумаги, авторучки, фломастеры.
Возрастная группа: дошкольники 5-6 лет с родителями.
Учитель-логопед: Здравствуйте, дорогие родители, дети! Я благодарю вас за то, что вы пришли на нашу встречу. Сегодня наша встреча пройдет в виде квест-игры.
Квест – это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения к цели, дойти до которой можно последовательно разгадывая загадки и выполняя задания
- Каждая загадка – это ключ к следующей точке и следующей задаче. А задачи могут быть самыми разными.
- Увлекательные и занимательные приключения ждут нас сегодня. Только работа в дружной и сплоченной команде поможет выполнить все трудные задания. Сегодня наши команды – это родитель и ребенок. Я желаю вам удачного прохождения заданий!
- Сегодня вам нужно пройти пять станций – выполнить пять заданий, чтобы найти "клад". За каждое выполненное задание вы будете получать одну букву и так, и мы составим важное для нас слово.
- Угадайте загадку: Одна другой касается – Хлопок получается. Что это? (ладонь)
Каждый из родителей обводит на листке бумаги ладонь своего ребенка, в центре пишет его имя, на каждом пальчике необходимо написать самые прекрасные качества своего ребенка и озвучить их, подарив своему малышу теплоту, ласку и внимание. (Пока родители выполняют задание, звучит музыка)
- Молодцы, с этим заданием вы отлично справились! Открываем первую букву! (С)
- Слушайте загадку: всегда он в работе, когда говорим, а отдыхает, когда мы молчим. (язык)
- Следующее задание связанно с гимнастикой для язычка. Какой предмет нам нужен, когда мы делаем гимнастику для языка? (Зеркало)
- Около зеркала вас ждет следующее задание. (Около большого зеркала в кабинете лежат настольные зеркала и картинки с артикуляционной гимнастикой)
Логопед: Нужно выполнить без подсказок каждой команде по три артикуляционных упражнения. Родители, дети – ваши помощники. Смотрите на них и повторяйте!
- Молодцы, с этим заданием вы отлично справились! Открываем следующую букву! (Е)
- Ребята и родители, угадайте загадку и узнаете, где спрятано следующее задание: за ним – сидим, за ним – едим, он всей семье необходим (стол)
Дети находят под столом задание "Звук заблудился". Родители читают предложение, дети стараются исправить слова с неправильными звуками.
Речевой материал
Сладко спит в берлоге… миСка (миШка)
На столе с салатом… миШка (миСка)
В поле землю я… паСу (паШу)
На лугах коров… паШу (паСу)
С другом мы играли в… Чашки (Шашки)
Пили чай из белой… Шашки (Чашки)
Вылезла из норки… Шишка (Мышка)
На нее упала… Мышка (Шишка)
МиСка (МиШка) лапой топ.
СыСка (шишка) упала миСке (Мишке) в лоб.
Спать спокойно, не … Суметь (шуметь)
На лицо надета … маШка (маска)
Надевал пожарный … каШку (каску)
Рисовал художник … баСню (баШню)
- Все внимательными были! Словам звуки возвратили!
- Молодцы с этим заданием вы тоже отлично справились! Открываем следующую букву! (М)
- Наша следующая станция "Пальчиковая гимнастика".
- Наверно, вы уже знаете, что пальчиковая гимнастика помогает развивать речь. Сейчас, мы с вами выполним гимнастику "Дружные пальчики".
Дети и родители становятся друг против друга, поднимают руки не выше уровня груди, затем начинают соприкасаться по очереди подушечками всех пальцев (сначала мизинцами правой и левой рук, затем безымянными и так далее) В конце перекрещивают пальцы друг друга в кулачок.
Этот пальчик – маленький, (соприкасаются мизинцами)
Этот пальчик – слабенький, (безымянными пальцами)
Этот пальчик – длинненький, (средними пальцами)
Этот пальчик – сильненький, (указательными пальцами)
Этот пальчик – большачок, (большими пальцами)
А все вместе – кулачок. (перекрещивают пальцы рук в кулачок)
- Молодцы, открываем на экране следующую букву! (Ь)
- Угадайте следующую загадку: он такой большой, что занимает весь мир, он такой маленький, что в любую щель пройдет. (воздух)
- Воздух нам нужен для дыхания.
- Следующая станция "Дыхательная". Речевое дыхание - это важный компонент правильной речи. Сейчас, мы с вами проверим, насколько правильно вы умеете вдыхать и выдыхать воздух.
Родители и дети по очереди дуют на бумажные вертушки, чтобы они равномерно крутились в одну сторону. Звучит спокойная музыка. Затем на экране открывается последняя буква загаданного
- Семья – это и есть наш клад, который мы искали. Семья – не только дети и родители, а и дружный, сплоченный педагогический коллектив. Мы с воспитанниками и родителями связаны одной общей целью – формирование правильной грамотной речи
- В семье для ребенка нужно создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, предложения.
- Спасибо, что поучаствовали в таком занимательном квесте. (Раздаются медальки (детям) и памятки по речевому развитию (родителям)