Квест-игра для детей с ТНР подготовительной группы.
В последние годы большое внимание уделяется поиску новых форм взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Для того, чтобы привлечь родителей к активному участию в деятельность ДОУ, можно организовать для них совместно с детьми квест-игры с элементами геймификации на любую тематику.
Одну из таких форм работы, во время которой родители познакомятся с понятием "психологическая готовность ребенка к школе", а дети выполнят увлекательные задания, показывая реальные знания, представляю вашему вниманию.
Цель: Создание условий для повышения уровня педагогической компетентности родителей в вопросах подготовки детей к школе и формирование мотивационной готовности удетей, посредством внедрения игровой технологии - квеста.
Задачи для детей:
Задачи для родителей:
Предварительная работа:
Оборудование и материал: плакаты и оформление на тему "Скоро в школу"; эмблемы для участников команд, "чудесный мешочек", большие эмблемы-маркеры на столы для участников команд; музыкальное оформление минут ожидания; маршрутные листы; большие эмблемы станций; карточки с описанием заданий для каждой станции; таз с водой, мелкие предметы, 2 гимнастические палки; карточки для игры "Собери пословицу"; маски с эмоциями; портфель и предметы для игры "Собери портфель в школу"; карточки с мотивами к учению, фломастер; таблички с цифрами, подборка песен-минусовок на тему "Школа"; подарки для победителей; всем участникам сладкие призы и медали "К школе готов!".
В группе, которая украшена плакатами на тему "Готовность детей к школе" играет музыка. Постепенно собираются родители. Родители достают из "чудесного мешочка" эмблему с определенным изображением, таким образом, формируются 2 команды, которые собираются за столами. Участники составляют и представляют девиз команды.
Ведущий: Добрый вечер, дорогие родители и дети! Мы рады, что вы сегодня нашли время, прийти к нам. Нашу встречу мы проведем в форме квест-игры. Квест-игра - новая образовательная технология. Само английское слово "quest" обозначает "поиск", "приключение". Квест – это командная игра.
- Идея игры проста – команда, перемещаясь по точкам, выполняет различные задания. Уважаемые родители, мы предлагаем вам стать участниками образовательного процесса, для того, чтобы увидеть своих детей в деятельности. На нашей последней встрече мы вас познакомили с критериями готовности детей к школе и говорили о том, насколько значима роль родителей в этом вопросе. Сегодня, мы хотим проверить, как дети и родители подготовились к школе!
Правила игры
Каждой команде выдается свой маршрутный лист, на котором обозначены станции, представляющие собой один из шести компонентов готовности к школе. У каждой команды будет свой куратор-воспитатель, который поможет передвигаться по маршруту и проведет задания на станциях. Все баллы за прохождение 1 и 2 уровней суммируются, результат записывается на маршрутном листе, под станцией. За прохождение станции дается 1 пазл картинки на школьную тему.
Станция № 1 "Грамотейка" (речевая готовность)
1 Уровень (для детей): "Герои сказок" - Написать в кружочках первые буквы названий картинок. Соединить буквы в слова. Какие герои сказок зашифрованы? (Колобок, Буратино, Незнайка, Мальвина) (Сколько детей сделают задание правильно - столько баллов присуждается команде)
2 Уровень (для родителей): Зашифровать пословицу "Терпение и труд все перетрут".
Ключ к шифру – любой: знаки, геометрические фигуры, картинки, цифры...
Станция № 2 "Физкульт-привет!" (физическая готовность)
1 Уровень (для детей): "Игра "Палочки-выручалочки"
Игровая задача: За 1 минуту достать из таза с водой как можно больше разных предметов с помощью спортивных палок. (Сколько предметов достанут- столько очков присуждается команде)
2 Уровень (для родителей): Игра "Собери пословицы!"
Игровая задача: За 1 минуту собрать начало и конец всех пословиц, которые "рассыпались". (Если собрали все пословицы за 1 минуту - 1 балл)
Пословицы: Чистота – залог … здоровья!
Чисто жить – здоровым …. быть!
Кто аккуратен – тот людям … приятен!
Грязь и неряшливость – путь… к болезням!
Чистая вода – для хворобы … беда!
Гигиена, чистота – нам здоровье…. красота!
Быть здоровыми хотим – помогает нам…. режим!
Солнце, воздух и вода – наши лучшие… друзья!
(Рекомендация родителям: Проведите дома эту игру с детьми и повторите пословицы!)
Станция № 3 "Размышляй-ка!" (интеллектуальная готовность)
Уровень развития психических процессов обеспечивает понимание, быстроту и качество усвоения информации.
1 Уровень (для детей): Игра "Четвертый лишний" (с использованием картинок)
2 Уровень (для родителей): Игра "Четвертый лишний"
Станция № 4 "Сумей-ка!" (волевая готовность)
Воспитание умения произвольно управлять собой и регулировать свое эмоциональное состояние. Эмоционально-волевое развитие ребенка - условие успешности в школе. Зрелый первоклассник должен уметь поставить цель, принять решение, наметить план действий, реализовать его и оценить свои результаты.
1 Уровень (для детей): Игра "ДА и НЕТ"
Игровая задача: При ответе на вопросы слова "ДА" и "НЕТ" говорить нельзя. Можно использовать любые другие ответы.
Ты девочка? Птицы летают? Сейчас зима? Мячик квадратный? У тебя есть нос? Соль сладкая? Гуси мяукают? Кошка – это птица? Зимой шуба греет? Игрушки живые? (Если правильно ответили на 10 вопросов - 10 баллов)
2 Уровень (для родителей): Игра "Отгадай настроение"
Игровая задача: На родителя надевается маска с настроением (родитель не знает, что это за маска). Дети рассказывают об особенностях положения бровей, рта, глаз, не называя эмоцию. (Если родитель отгадает все эмоции правильно - получает 5 баллов)
Станция № 5 "Желай-ка!" (мотивационная готовность)
Формирование мотивов, побуждающих к учению.
1 Уровень (для детей): Развивающая игра "Собери портфель в школу"
Игровая задача: За 1 минуту положить в портфель только школьные принадлежности. (Если собрали правильно и успели за 1 минуту - 1 балл)
2 Уровень (для родителей): Что можно сделать для формирования мотивационной готовности к школе?
Ответы:
Инструкция:
Я прочитаю 6 мотивов к учению, ваша задача на карточках, за 1 минуту, правильно расставить баллы от 0 до 5.
а) "Я хочу в школу потому, что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил". (Внешний мотив - 0 баллов)
б) "Я хочу в школу потому, что мне нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я все равно бы учился". (Учебный мотив - 5 баллов)
в)"Я хочу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно поиграть". (Игровой мотив - 1 балл)
г) "Я хочу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким". (Позиционный мотив - 3 балла)
д) "Я хочу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься - и можешь стать, кем захочешь". (Социальный мотив - 4 балла)
е) "Я хочу в школу потому, что получаю там пятерки". (Мотив получения отметки - 2 балла)
(Если расставили баллы правильно и успели за 1 минуту - 1 балл)
Станция № 6 "Общай-ка!" (коммуникативная готовность)
1 Уровень (для детей): Музыкальная игра "Веселый счет"
Игровая задача: Дети идут в кругу и поют песню, выполняя по тексту песни движения. В руках у ведущего таблички с цифрами, от 1-5. Ведущий показывает табличку с одной из цифр, дети образуют соответствующие круги.
Текст запевки: Зашагали вправо, пусть никто не отстает,
Зашагали влево и на месте поворот,
Хлоп, хлоп, хлоп (хлопают в ладоши)
Что случилось?
Шлеп, шлеп, шлеп (шлепают по коленям)
Что за стук? (руку ставят за ухо, прислушиваются)
Начинаем мы играть,
Цифры весело считать. (Если дети собирались в круги правильно - 1 балл)
2 Уровень (для родителей): Игра "Угадай мелодию"
Игровая задача: Включаются известные отрывки минусовок песен на школьную тематику. Родители угадывают песню и поют ее вместе с детьми. (Если расставили баллы правильно и успели за 1 минуту - 1 балл) Команды возвращаются в группу. Собираются за столами, складывают пазл "К школе готов!"
Награждение победителей и всех участников игры.
Ведущий: Квест - игра закончена! Уважаемые родители, довольны ли вы результатами деятельности своих детей? (ответы родителей)
- Я думаю, что каждый из вас увидел своих детей: уверенных, и не уверенных, решающих задачи и идущих к цели, умеющих вступать в сотрудничество со своими сверстниками. Некоторые из вас, для себя определили, в чем затрудняется его ребенок и как ему в этом помочь!