Конспект клубного часа для детей 6-7 лет "Откуда берется звук?"

Название клуба: "Звуки музыки".

Форма проведения: занятие-исследование.

Цель: познакомить детей со способами образования и улавливания звуков.

Задачи:

  • воспитывать познавательный интерес к звучанию музыкальных инструментов и окружающих предметов;
  • развивать слуховое внимание, чувство ритма;
  • побуждать детей к творческому музицированию, нахождению способов звукоизвлечения на различных музыкальных инструментах, предметах.

Оборудование:

  1. фотографии прислушивающихся, насторожившихся зверей;
  2. тазы, две лейки с распылителями, две бутылки;
  3. пластмассовые и картонные воронки;
  4. сундук с предметами (бумага, хрустальный стакан, металлическая палочка, связка ключей);
  5. линейки, расчески, ножницы, медиаторы;
  6. детские музыкальные инструменты (гитары, колокольчики, металлофоны).

Ход занятия

Звуковой сигнал (звон колокольчика) сообщает о начале клуба. Дети входят в музыкальный зал.

Музыкальный руководитель: Ребята, я рада видеть вас, ребята, в клубе "Звуки музыки".

Ритуал приветствия

Дети (поют): Всем привет! Всем привет!
Собирайтесь вместе.
Всем привет! Всем привет!
Это – я, песенка моя.

- Одно из правил клуба – не перебивать друг друга и звучащую музыку. Присядьте, пожалуйста, на коврики и послушайте куплет незнакомой песни.

Слушание песни В. Добрынина "Бабушки-старушки"

Слышали вы такое выражение "ушки на макушке"? (Ответы детей)
- Где находится макушка?
- Где у нас с вами расположены уши?

- Почему говорят "ушки на макушке" вы поймете, рассмотрев небольшую фотовыставку. (Дети рассматривают фотографии насторожившихся, прислушивающихся зверей)
- Чем похожи все эти звери?

- Когда они прислушиваются – уши не только поднимают, но и поворачивают, зачем?
- Верно, поворачивают для того, чтобы направить ухо в сторону источника звука.
- Поэтому про человека, который внимательно к чему-то прислушивается, говорят, что у него "ушки на макушке".

- У кого в сравнении с головой уши больше – у зверей или людей? (Дети делают вывод, присаживаются на коврики)
- Почему же у зверей большие уши?

- Помните сказку про Красную шапочку?
- Бабушка, почему у вас такие большие руки?
- Это чтобы покрепче обнять тебя, дитя мое.

- Бабушка, почему у вас такие большие уши?
- Что ответил Волк? (Дети делают вывод)

- Предлагаю проверить, правда ли большими ушами слышно лучше.

Опыт № 1

Дети слушают музыку сначала обыкновенно, затем двумя способами увеличивая ушную раковину – с помощью ладони, и картонной воронки, приставленной к уху.
Музыкальный руководитель: Теперь, чтобы понять, почему у зверей большие уши проведем другой опыт.

Опыт № 2

В тазу стоят две одинаковые бутылки. Из лейки с распылителем ребенок старается перелить воду в бутылку. Перед тем, как перелить воду из второй лейки в другую бутылку, педагог просит детей подсказать, что можно сделать, чтобы вода не проливалась? Во вторую бутылку налить воду с помощью воронки.

Дети сравнивают количество воды в бутылках.

Музыкальный руководитель: Воронка помогла собрать всю воду. Большие уши нужны зверям, чтобы в них попадало больше звука, это убережет их от опасности. У нас уши не такие большие, но слух может быть чутким и музыкальным.

Проводится игра "Отгадай, что звучит"

Дети отворачиваются от педагога и отгадывают, что за предмет звучит. (Шуршит бумага, звенит бокал, связка ключей, переливается вода из стакана в стакан)
Музыкальный руководитель: Слышите и различаете звуки вы хорошо.
- А почему звучат разные предметы и музыкальные инструменты? Как думаете? (Дети высказывают свои предположения, педагог вновь предлагает заняться прведением опытов)

Опыт № 3

Дети подходят к столам, на которых лежат расчески и линейки. Педагог просит детей показать, как звучит линейка. Дети демонстрирую разные способы звукоизвлечения. (Стучат, шлепают линейкой по крышке стола, быстро машут ею в воздухе и др.)

Педагог просит детей прижать линейку к крышке стола, а другой конец оттянуть вверх и отпустить.

Музыкальный руководитель: Ребята, что происходит с линейкой? (Дети делают вывод, что линейка шевелится, качается, дрожит, вибрирует и т.д.)

Подобным образом исследуется и расческа. Педагог предлагает для удобства извлечения звука использовать медиаторы.

Опыт № 4

Ребята садятся на ковер, берут в руки различные инструменты детского оркестра не для того, чтобы музицировать, а чтобы понять, почему они звучат.
- Почему, если кладешь на струны или пластинки металлофона ладонь, зажимаешь в кулаке или касаешься корпуса колокольчика пальцами – инструмент перестает петь?

Ребята извлекают звук из музыкальных инструментов и гасят его, касаясь струн, клавиш, корпуса инструментов.
Знакомство с устройством фортепиано: клавиши соединены с молоточками, которые бьют по струне. Дети делают вывод, что у гитары и фортепиано дрожат струны, у колокольчика от удара язычка дрожит корпус, у металлофона дрожат пластинки.

Музыкальный руководитель: Любой звучащий предмет – дрожит, вибрирует, колеблется. Секрет мы знаем, сумеем ли сами сделать простой музыкальный инструмент?

Мини мастер-класс "Звучащий колпачок"

Дети натягивают тонкую резинку на пластиковый стаканчик.

- Предлагаю исполнить "Парикмахерскую польку", инструменты в оркестре будут необычные – расчески и ножницы.

Исполняется "Парикмахерская полька"

(1 часть – ножницы, 2 часть – расчески, 3 часть - тутти)

Музыкальный руководитель: Клубный час подходит к концу. Вы провели много опытов. Какой опыт понравился и запомнился особенно?
- Так почему же звучат предметы и музыкальные инструменты, ребята?
- Сделанные вами музыкальные инструменты возьмите с собой, придумайте, чем их дополнить и получите другие способы игры на них.

Размер:
17.26 Kb
Скачали:
5

Метки к статье: детский сад, музыка