Дидактического пособие "Рукавичка" - эффективное средство для запуска речи у неговорящих детей

Так как игра – ведущая деятельность у дошкольников, поэтому запуск речи у неговорящих детей возможен только через совместные игры. Начинать всегда необходимо с самых простых упражнений, чтобы ребенок мог легко их освоить и постоянно находился в ситуации успеха.

Дидактическое пособие "Рукавичка", создано как безопасная и продуктивная форма взаимодействия взрослого с ребенком по мотивам русской народной сказки "Рукавичка".

Пособие предназначено для учителей-логопедов, учителей-дефектологов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, а также родителей воспитанников. Целевая аудитория: дети от 2,5 до 7 лет с ОВЗ групп общеразвивающей и компенсирующей направленности ДОУ.

Дидактическое пособие "Рукавичка" вариативно и может использоваться не только для запуска речи у неговорящих детей, но и для дальнейшего развития речевой функции у плохо говорящих детей с ТНР, ЗПР

С помощью пособия "Рукавичка" можно развивать связную речь, учить детей дифференцировать домашних и диких животных, отрабатывать предложные конструкции, обогащать словарь детей и т.д.

Пособие может служить доступным, игровым диагностическим инструментарием для педагогов с целью мониторинга речевого развития дошкольников.

Дидактическое пособие "Рукавичка" представляет собой плетеный короб, в котором помещены:

  • книга "Рукавичка". Классическая русская народная сказка с прекрасными иллюстрациями известного голландского художника и сказочника Люка Купманса (Рукавичка. Русская народная сказка. Издательство: Добрая книга, 2021)
  • рукавичка темно-синего цвета с украшением, сшитая из плотного трикотажного полотна (размер 38 см x 28 см)
  • авторские куклы - дикие животные из сказки "Рукавичка" (мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волк, кабан, медведь)
  • авторская кукла "Дед" на подставке
  • авторская кукла – домашнее животное собака

Дидактическое пособие "Рукавичка"Дидактическое пособие "Рукавичка"

Базовыми принципами взаимодействия с неговорящими детьми являются:

  • систематичность, комплексность (то есть формировать речь необходимо с опорой на развитие таких психических процессов, как восприятие, зрительное и слуховое сосредоточение, мелкая моторика, память);
  • эмоциональный контакт и общение (ребенок быстрее начнет говорить, если он постоянно находится в окружении людей, имеет возможность эмоционального взаимодействия с ними);
  • музыкальное сопровождение занятий и т.д.

Работая с неговорящими детьми, мы используем не только традиционные, но и современные, более актуальные педагогические технологии. Поэтому технология "Арт-терапия" с использованием методов сказкотерапии и куклотерапии, которая лежит в основе пособия "Рукавичка", является прекрасным средством самовыражения неговорящего ребенка.

В символической форме: через игру, сказку – мы можем помочь ребенку дать выход своим сильным эмоциям, переживаниям, получить новый эмоциональный опыт. Основная задача арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания неговорящего ребенка через творчество и в повышении его адаптационных способностей.

Цель: формирование речевой активности у неговорящих детей с ОВЗ с помощью технологии арт-терапии, используя методы сказкотерапии и куклотерапии в процессе игры с дидактическим пособием "Рукавичка".

Задачи:

  1. Вызвать невербальную реакцию ребенка при совместном проигрывании сказки.
  2. Формировать понимание речи педагога, показывая (называя) животных на основе слуховых, тактильных и зрительных ощущений.
  3. Развивать слуховое восприятие и фонематические процессы, имитируя звуки животных (собака, мышка, лягушка, лиса, кабан, медведь).
  4. Расширять объем словаря, стимулируя появление первых звуков, слогов, слов на основе изображения сказочных персонажей, их действий и разговора.
  5. Побуждать ребенка повторять простые слоги (пи-пи, ква-ква, дя-дя, гав-гав).
  6. Совершенствовать однотипные действия, научить ребенка повторять одно короткое слово — например, "вот".
  7. Развивать познавательную деятельность, мелкую моторику, зрительное, кинестетическое и тактильное восприятие.
  8. Создать благоприятную психологическую атмосферу, обогащать эмоционально-чувственную сферу ребенка;
  9. Создать коммуникативную направленность каждого слова и высказывания ребенка.

Этапы работы

1. Знакомство с персонажами сказки – игра "Чудесная рукавичка"

В начале игры логопед устраивает презентацию: показывает ребенку рукавичку и сообщает, что в ней спрятались разные животные, поочередно достает их из рукавички и называет. Затем логопед просит ребенка закрыть глаза и на ощупь угадать предметы, находящиеся в рукавичке.

Для преодоления речевого негативизма у ребенка логопед может предложить поменяться ролями, ребенок будет просить логопеда достать тот или иной предмет. Инструкцию к этой игре можно варьировать в зависимости от целей, например: "Скажи, кто спрятался в рукавичке. Достань и назови"; "Посели сказочных животных в рукавичку. Назови кто это" и т.д.

2. Игра "Кто какие звуки издает?"

Логопед предлагает ребенку посмотреть отрывок из сказки (частичная драматизация сказки с игрушками), а затем отгадать, что какие звуки издает. Вопросы: Кто пищал: пи-пи-пи? Кто квакал: ква-ква? Кто рычал: ы-ы-ы? Кто выл: у-у-у?

Логопед задает ребенку один вопрос, в это время показывая соответствующий персонаж сказки.
Затем, рекомендуется спросить ребенка: "Как кричит собачка, мышка и т.д.?" В это время малыш находит соответствующую игрушку и имитирует ее голос.

3. Игра "Найди зверушку"

Педагог берет из короба и называет зверушку, которую они будут прятать в рукавичку. Ребенок отворачивается, а в это время педагог прячет игрушку в рукавичку. По сигналу "Пора" малыш поворачивается и называет того сказочного зверя, которого спрятали.

Затем ребенок достает игрушку из рукавички (проверяет) и называет ее или озвучивает. Если у ребенка в речи уже появились односложные ответы, можно стимулировать фразу "Вот он". То есть ребенок достает волка и говорит: "Вот волк!" Взрослый всегда может поменять игрушку, вызвав изумление у малыша.

4. Игра "У кого что есть?"

Логопед предлагает рассмотреть сказочных героев, потрогать, поиграть ими. Взрослый обращает внимание на детали (голова, уши, лапы, туловище), просит ребенка внимательно послушать, как он их называет. Далее дети рассматривают игрушку Деда, снимают тулуп, валенки, шапку-ушанку. По окончании педагог может задать вопросы: "Покажи и назови у кого есть ушки, хвостик, валенки?"

5. Игра "Большой – маленький"

Логопед предлагает ребенку найти, показать, назвать самого маленького персонажа, самого большого из предъявляемых (мышка, лягушка, зайчик) или (лиса, кабан, медведь).

6. Игра "Узнай сказочного героя"

Логопед предлагает узнать сказочного героя из двух по описанию. Ребенку предъявляются сначала не близкие: мышь, медведь; заяц, кабан; а затем сходные по описанию: волк, кабан; волк, лиса. Называются как общие признаки, так и дифференциальные. Задача ребенка правильно угадать описываемый предмет из пары и назвать его (озвучить).

7. Драматизация сказки "Рукавичка" (совместно с ребенком)

Логопед читает ребенку книжку "Рукавичка", показывая и объясняя иллюстрации в ней. Затем педагог самостоятельно показывает (проигрывает) сказку "Рукавичка". Если ребенок готов, то сразу привлекает малыша к совместному проигрыванию, стимулируя к озвучиванию действий сказочных персонажей. В дальнейшем ребенок может самостоятельно (при активной помощи) проигрывать с персонажами сюжетные линии сказки.

Известно, что результативность любой методики запуска речи у неговорящих детей в первую очередь зависит от того, удастся ли специалисту установить позитивный контакт с малышом. Это самое необходимое условие появления у ребенка желания использовать слова в процессе межличностного взаимодействия.

Размер:
25.7 Kb
Скачали:
6

Метки к статье: детский сад, обмен опытом