Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой.
Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев".
Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения
Актуальность этой работы заключается в следующем: пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта "глаза в глаза"; имеют развивающее значение, так как наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики рук, но и речи.
Цель: развитие мелкой моторики рук для развития речи детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.
Задачи:
Приемы:
Этапы разучивания игр:
Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в теплой воде или растерев ладони.
Если в новой игре имеются незнакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.
"Шарик"
Все пальчики обеих рук – "в щепотке" и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух "выходит", и пальчики принимают исходное положение.
Надуваем быстро шарик.
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел –
Стал он тонкий и худой.
"Мои игрушки"
Покажу я вам игрушки:
Это курочки пеструшки, (Указательный и большой пальцы соединить подушечками (клюв), остальные пальцы направить вверх и слегка согнуть (гребешок)
Это зайка, (Средний и указательный пальцы правой руки направить вверх (ушки зайца), остальные прижать к ладони)
Это пес.
Ладонь правой руки стоит на ребре (мордочка пса), большой палец направлен вверх (ушко)
Вот машинка без колес. (Правую ладонь сложить в виде пригоршни и накрыть ею ладонь левой руки)
Это книжки-раскладушки.
Вот и все мои игрушки. (Руки ребрами поставить на стол, ладони прижать друг к другу, а затем раскрыть)
"Юла"
Я юлу кручу, верчу,
И тебя я научу.
Большим пальцем проводить по кончикам других пальцев, от указательного до мизинца и наоборот. Выполнять как правой, так и левой рукой
"Это я"
Это глазки. Вот, вот.
Это ушки. Вот, вот.
Это нос, это рот.
Там спинка. Тут живот.
Это ручки. Хлоп-хлоп.
Это ножки. Топ- топ.
Ох устали вытрем лоб!
Дети показывают части тела и выполняют движения в соответствии с текстом.
"Я перчатку надеваю"
Я перчатку надеваю,
Я в нее не попадаю. (Поглаживают по очереди одной рукой другую, как будто надевают перчатки)
Сосчитайте-ка ребятки,
Сколько пальцев у перчатки.
Начинаем вслух считать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Загибают пальчики
"Яблоки"
Большой пальчик яблоки трясет. (Кисти сжаты в кулак, разгибаем большой пальчик)
Второй их собирает. (Разгибаем указательный палец)
Третий их домой несет. (Разгибаем средний палец)
Четвертый высыпает. (Разгибаем безымянный)
Самый маленький – шалун (Разгибаем мизинец)
Все, все, все съедает.
"Компот"
Будем мы варить компот, (Левая рука – "ковшик", правая имитирует помешивание)
Фруктов нужно много вот:
Будем яблоки крошить, (Загибают пальчики начиная с большого)
Грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим на песок.
Варим, варим мы компот. (Опять "варят" и "помешивают")
Угостим честной народ. (Развести руки в стороны)
"Сливы"
Кисти сжаты в кулак.
Большой пальчик сливы трясет (Разгибаем большой палец)
Второй их собирает. (Разгибаем указательный палец)
Третий их домой несет. (Разгибаем средний палец)
Четвертый высыпает. (Разгибаем безымянный)
Самый маленький – "шалун"
Все, все съедает. (Разгибаем мизинец)
"Капустка"
Мы капустку рубим-рубим,
Мы капустку солим-солим,
Мы капустку трем-трем,
Мы капустку жмем-жмем.
Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки.
"Репка"
Тянут, тянут бабка с дедкой (Вытягивание пальцев за ногтевые фаланги)
Из земли большую репку:
Вот пришла бы наша внучка,
Помогла б собачка Жучка.
Где же кошка, мышка – крошка? (Одноименные пальцы прикасаются друг к другу)
Хоть держалась крепко,
Вытянута репка.
"Повстречались"
На каждую фразу соединять одноименные пальцы левой и правой рук по одному начиная с мизинца. На последнюю фразу показать "рога", одновременно выпрямив указательные пальцы и мизинцы.
Повстречались два котенка: "Мяу – мяу".
Два щенка: "Ав-ав". Два жеребенка: "И-го-го"
Два теленка, два быка: "Му-у". Смотри, какие рога!
"Кот на печку пошел"
Кот на печку пошел, (Пальчики шагают)
Горшок каши нашел. (Горшок из ладошек)
На печи калачи, (Ладошки лепят калачи)
Как огонь горячи. (Подуть на ладошки)
Пряники пекутся,
Коту в лапы не даются. (Погрозить пальчиком)
"Собака"
У собаки острый носик,
Есть и шейка,
Есть и хвостик.
Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх, указательный, средний, безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается ("лает собака")
"Жаворонок"
Птичка, птичка, прилетай!
Весну-красну зазывай!
Птичка крылышками машет,
Веселит детишек наших!
Дети показывают движениями кистей рук как летит птичка.
"К нам весна пришла"
К нам весна пришла,
Цветы красивые принесла! (Ручки протягивают вперед "с букетом")
В палисадник мы пошли
И венок себе сплели! (Пальчики двигаются, будто плетут венок)
Русская народная потешка "Дождик"
Дождик, дождик, посильней, (Машем открытыми ладошками вверх – вниз)
Будет травка зеленей, (Ставим на стол открытые ладошки растопыренными пальчиками вверх)
Вырастут цветочки
На кругленьком лужочке! (Свернутые в кулачок пальцы обеих рук раскрываются, изображая распускающиеся цветы)
"Кораблик"
По реке плывет кораблик,
Он плывет из далека, (Сложили руки лодочкой и делаем ими волнообразные движения)
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка. (Показываем поднятые вверх четыре пальца)
У них ушки на макушке, (Поднимаем руки к голове, показываем ушки согнутыми ладонями)
У них длинные хвосты. (Приставляем руку к пояснице, изображая движения хвостиком)
Не страшны им только кошки,
Только кошки да коты. (Обе руки поднимаем к голове, изображаем кошачьи когти и шипим)
"Радуются взрослые и дети"
Кто еще радуется солнышку?
Радуется дедушка,
Радуется бабушка,
Радуется мамочка,
Радуется папочка,
Очень радуюсь я.
Рада солнцу вся семья!
Выполнение по образцу за педагогом движений: на каждую строку дети загибают пальчик, 6 строка – сжимать и разжимать кулачок.
"Цветочек для мамочки"
Ой, в нашем цветнике
Большой цветок на стебельке. (Раскрывать и закрывать кулачок, пальчики, будто лепестки)
От ветерка качается, (Движения руками вправо-влево)
И мне улыбается!
Я мамочку поцелую
И цветочек подарю ей! (Мимика, жесты)
"Семья"
С каждой строкой дети загибают по одному пальчику, начиная с большого.
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья
"Транспорт"
Будем пальчики сгибать -
Будем транспорт называть: (Сжимать и разжимать пальчики)
Машина, вертолет,
Трамвай, автобус, самолет. (Поочередно разжимать пальчики, начиная с мизинца)
Пять пальцев мы в кулак зажали,
Пять видов транспорта назвали. (Сжать пальцы в кулачок, начиная с большого)
"Пароходик"
Пароходик в море был. (Ладони соединить в форме чаши)
Вот он к пристани приплыл. (Сделать волнообразные движения в воздухе)
Загудел в свою трубу: "У–у–у!" (Одновременно пошевелить большими пальцами)
"Колокольчики"
В прятки пальчики играют (Сжимать и разжимать пальцы рук)
И головки убирают, (Открывать и закрывать глаза)
Словно синие цветки,
Распускают лепестки (Сводить и разводить пальцы "веером")
Наверху качаются,
Низко наклоняются. (Качание и наклоны кистей вправо-влево)
Колокольчик голубой
Поклонился, повернулся
К нам с тобой. (Круговые движения кистями)
Колокольчики-цветы
Очень вежливы, а ты? (Повороты кистями вправо-влево, ладони сверху опустить на стол)
"Что делать после дождика?"
Что делать после дождика? (Соединяем по очереди все пальцы с большими)
По лужицам скакать! (Щепоть одной руки приставляем в центр ладони другой)
Что делать после дождика? (Соединяем все пальцы рук с большими)
Кораблики пускать! (Рисуем обеими руками восьмерку)
Что делать после дождика? (Соединяем все пальцы с большими)
На радуге кататься! (Руки перед грудью, кисти опущены вниз, каждая рука очерчивает дугу)
Что делать после дождика? (Соединяем все пальцы с большими)
Да просто улыбаться! (Улыбаемся)
"Есть у каждого свой дом"
Дети загибают на обеих руках пальцы: по одному пальцу на каждое двустишье.
У лисы в лесу глухом
Есть нора – надежный дом
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами еж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, травы
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет там лапу.
Есть у каждого свой дом,
Всем тепло уютно в нем. (Ударяют ладонями и кулачками поочередно)
"Белочка"
Прыгает по веточкам
Невеличка белочка.
Мелькает хвостик средь ветвей.
Кто угонится за ней?
Большим пальцем поочередно касаться остальных пальцев, выполняя упражнение сначала одной рукой затем другой рукой.