Вот уже больше двадцати пяти лет я работаю воспитателем. Почему я выбрала именно эту профессию?
Когда пришло время определяться с профессиональным направлением – задумалась: а что мне интересно? Первая мысль была – я же ничего не умею, пойду на воспитателя, там ничего сложного.
Тем более у меня есть младший брат, нянчиться с ребенком не вызывало никаких сложностей: в голове всегда было множество идей – как занять маленького человечка. Не останавливало даже то, что ездить на учебу придется на другой конец города, с двумя пересадками. Я решительно настроилась на поступление в педагогическое училище.
Не буду описывать особенности обучения профессии воспитатель. Нас учили всему: и педиатрии, и методикам обучения детей различным занятиям, и даже обязательным было владение игрой на каком-либо музыкальном инструменте. (я чувствовала себя как в институте благородных девиц)
Хочу сказать честно, все знания, что нам давали в педагогическом училище, очень пригодились в работе (низкий поклон все преподавателям). Даже сейчас, когда я смотрю на молодых воспитателей (с дипломом педагогического ВУЗа), понимаю, что нам давали гораздо больше или мы немножечко по-другому понимаем нашу профессию.
Не подумайте, что я критикую современные учебные заведения (не имею на это право), студентам даются знаний даже больше, просто надо, чтобы в душе было какое-то желание и, не побоюсь громкого слова, любовь к работе.
Да, я настаиваю, что настоящий воспитатель должен любить свою работу (таких сейчас очень мало). Приходить на работу с настроением, несмотря на большую наполняемость групп, наличие в детском коллективе необычных детей с трудным характером – да и родители, подчас, ведут себя хуже маленьких детей.
Хочу обратиться к родителям. Уважаемые родители! Мы тоже живые люди, у нас есть семьи, возникают иногда семейные сложности, у нас даже может быть плохое настроение, но мы не имеем права показывать это окружающим – мы должны быть всегда спокойны, доброжелательны и добры. Относитесь к нам, пожалуйста, хотя бы с капелькой уважения.
От того, что вы выплесните свой негатив в детском саду на воспитателя, мы не будем как-то особенно относиться к детям. Но, глядя в тихий час на спящих детей, понимаю – ведь родители доверяют нам самое ценное, что у них есть – своих детей. Значит, наша профессия очень важна, она стоит выше профессии какого-нибудь директора предприятия (по человеческому критерию).
Настоящий воспитатель найдет подход к любому сложному ребенку. Да, я заявляю, что можно договориться с любым сложным ребенком (если только он не имеет отклонения в своем развитии – здесь необходима работа специалистов). Надо присмотреться к ребенку, что ему интересно, чем увлекается и ненавязчиво начать разговор (даже просто подойти к увлеченному игрой проказнику).
И, как за ниточку, вытянуть все переживания маленького человека. Ведь не секрет, что в большинстве семей родители считают своей обязанностью обеспечить ребенка материально. Поверьте, дорогие родители, самое главное, ни во что вы оденете ребенка и чем накормите, а что у него твориться в душе.
Одинокий ребенок, (даже пусть у него в семье 6 человек) становится замкнутым, диким, грубым по отношению к окружающим людям. Не отталкивайте своих детей, найдите время посидеть рядом, обнимите своего ребеночка, передайте ему хотя бы каплю родительской любви и понимания, пока не поздно.
Работая с детьми в разных возрастных группах, видишь, как меняется и взрослеет человечек. Надо быть хорошим психологом, чтобы понимать особенность детского взросления. Приходя каждый день на работу, я пытаюсь дать детям что-то новое.
Даже просто предложить новую интересную книгу, а потом обсудить содержание, почему герой поступил так, а не иначе, как ребенок поступил бы, очутившись в подобной ситуации. Это очень важно, не только дать детям новые знания, но и научить рассуждать, не стесняться высказывать свою точку зрения.
В современном мире нашим детям придется очень тяжело, если ребенок будет загонять свои мысли и чувства вовнутрь (с каждым годом увеличивается количество психосоматических состояний, депрессий). В своей работе я использую игры и упражнения на расслабление, выход эмоций, ведь ребенку очень тяжело носить в себе не только отрицательные, но и положительные эмоции.
Очень интересно наблюдать за детьми во время игры, они передают в игре особенности поведения нас с вами, дорогие взрослые. Не раз, в игре я видела себя в исполнении "маленьких актеров" - мне не было неприятно и стыдно за свое отношение к работе.
Глядя на приходящих коллег, я вижу, что некоторые воспитатели боятся быть строгими с детьми, поэтому разрешают все. Поверьте, уважаемые коллеги, все-таки должна быть какая-то грань, через которую нельзя заходить. Ребенок должен чувствовать к вам уважение, должен прислушиваться к вашим словам, указаниям.
Замечательно, когда воспитатель находится на одном уровне с ребенком, но когда возникают отношения "воспитатель – подружка", ничего хорошего из этого не выйдет. Надо чувствовать, где проявить настойчивость, а где – посмеяться вместе с детьми. Самое тяжелое – научить 25 человек слышать и слушать, а остальное придет само собой.
Не думаю, что выдающиеся педагоги А.С. Макаренко или Н.К. Крупская позволяли детям "ходить на головах". Даже вспоминая себя в дошкольном возрасте, я снова прокручиваю внутри то чувство уважения, которое мы испытывали по отношению к нашему воспитателю. Мы хотели быть похожими, копировали движения и фразы. Для нас это было как божество, даже наши родители не позволяли себе какие-то недовольства в адрес воспитателя (или делали это не в присутствии детей).
Правду говорят, что ребенка не обманешь, дети чувствуют наше с вами внутреннее состояние, отношение к самим себе.
Очень приятно, когда дети подходят, обнимают и говорят: "Я Вас люблю, вы добрая и хорошая" (как будто теплый сладкий бальзам обволакивает все внутри). Вдвойне приятно, когда на улице встречаешь своих возмужавших воспитанников, и они здороваются с улыбкой. Хотя проходит много лет, я помню по фамилии и имени каждого воспитанника.
Я нисколько не жалею, что выбрала эту профессию, заявляю с гордостью "Я работаю воспитателем!"