Мозаика – игра всем хорошо знакомая. Каждое утро или после дневного сна кто-либо из детей, а иногда и несколько детей сразу берут коробки с мозаикой, садятся за стол и начинают выкладывать узоры.
Наблюдая эти игры, мы увидели, что некоторые дети пользуются картинками, приложенными к мозаике, а некоторые придумывают и составляют узоры сами.
Но и в том и другом случае дети делают это с большим удовольствием, испытывают большую радость, когда на только что пустой дощечке вдруг появляется узор.
В сущности игра с мозаикой, то есть составление узоров – это художественная деятельность, деятельность, очень близкая к декоративному рисованию и аппликации. Если этими играми целенаправленно руководить, если их направлять, они могут стать одним из действенных средств эстетического воспитания, так как с их помощью можно развивать художественные способности детей, их вкус, воспитывать у них любовь к творчеству.
Наблюдая игры детей с мозаикой, мы заметили, что ею интересуются не все дети, а только некоторые из них, и узоры, которые они выкладывают, мало изменяются, мало усложняются с течением времени. Девочки обычно выкладывали из круглой мозаики цветочки, соединяли линиями, а промежутки заполняли одноцветными шариками. А мальчики предпочитали выкладывать по картинкам парусные лодки и машины.
И рисунки, и узоры были бедны по цвету, не интересны по композиции, однообразны; научившись составлять узор или выкладывать его по картинкам, дети без конца их повторяли. Это свидетельствовало о бедности фантазии, а главное о том, что дети не умели видеть красивое, не пользовались им для обогащения узоров, которые пытались создавать.
Вот с этого последнего, то есть с обучения умению видеть красивое в обыденной жизни, мы и начали свою работу с детьми. Научить детей видеть красивое, находить его не только в произведениях искусства, но и в простых обыденных вещах очень важно.
Начали с самого простого, доступного детям средней группы. Наше внимание привлек пол в умывальной комнате, составленный из плит с красивым сочетанием цвета (кремовый и красный), расположенных в шахматном порядке.
Во время умывания я сказала: "Дети, посмотрите, какой красивый пол, он выложен из плиток – квадратиков красного и желтого цвета. Можно было бы сделать его одноцветным и плитки уложить как попало. Но люди, строившие наш дом, захотели сделать его красивым, чтобы вам было приятно в нем жить".
Дети раньше ходили по полу, не обращая на него никакого внимания. А теперь заинтересовались, стали разглядывать, даже потрогали руками, некоторые отметили, что он похож на шахматную доску.
Чтобы закрепить эти наблюдения и от слов перейти к делу, мы во время игры со строительным материалом предложили детям выложить пол из кирпичиков в квартире для кукол. Ведь разноцветные кирпичики – это тоже мозаика, только крупного размера. Показали детям два образца простейшего узора и предложили сделать так же.
Вначале узор составляли из одноцветных кирпичиков. Оказалось, что делать это вовсе нелегко: приходилось все время помогать детям. Но такая игра им очень понравилась. В последующие дни мы давали другие образцы выкладывания узора из кирпичиков. Деятельность детей заметно активизировалась. Захар несколько изменил узор, показанный мною, и составил его из кирпичиков бежевого и голубого цвета. Кто-то придумал новый рисунок узора. Мы поощряли всякое проявление инициативы в этом деле.
Во время этих игр дети поняли самое главное: путем чередования форм и цвета, путем ритмичного их повторения можно составить узор. Теперь при постройке мостов или домов они не просто строили стены и т.д., а выкладывали их красиво, чередуя узкие и широкие элементы, комбинируя их по цвету.
Почти ежедневно мы обращали внимание детей на что-то красивое: блюдце, кувшинчик из глины, украшенный узором; наиболее красивые ткани, из которых сшиты платья девочек.
В процессе этих наблюдений мы всегда старались дать детям понять, что люди, делая вещь, стараются ее как – то украсить, сделать ее не только полезной, но и красивой.
Со временем круг наших наблюдений расширился. Постепенно у детей появилась потребность искать и находить красивое в окружающем, и не только в детском саду, но и дома, на улице.
Иногда мы практиковали специальные задания детям – найти что-либо с красивым узором дома или на улице, рассмотреть и рассказать об этом в группе. В начале года мы дали детям мозаику, состоящую из четырех форм: круга, треугольника, прямоугольника и квадрата. Цвета – синий, красный, желтый и зеленый.
Со временем дали более сложный набор. В него входили, кроме перечисленных форм, еще ромб, овал и полукруг. Цвет тоже усложнился: добавили сиреневый, оранжевый, розовый, голубой, белый, черный и коричневый. И по мере того как дети осваивали его, мы добавляли все новые и новые формы. К концу года в набор входило 10 различных форм, каждая из которых была представлена в 3 – 4-х цветах.
Вначале мы сами делали образец наиболее простого узора. Составляли его на глазах у детей, любовались им, попутно обсуждали, из каких элементов он состоит, как они расположены, какие в нем цвета, и предлагали желающим детям составить такой же узор; образец не убирали.
Пользовались мы в качестве образца и картинками, приложенными к наборам мозаики. Наше участие в играх с мозаикой очень повысило интерес детей к ним. Стоило взять коробку с мозаикой, как сейчас же нас окружала гурьба ребят, нетерпеливо ожидающих, какой узор, какую "красоту" мы сделаем сегодня.
Теперь уже дети без нашего участия стали играть часто и с удовольствием. Постепенно накапливался опыт, приобретались умения. Вначале у многих детей не было в узорах чувства ритма и симметрии. Даже середину на плоскости они не могли найти – смещали ее в сторону.
Вообще, только занявшись играми с мозаикой, мы поняли, как плохо дети ориентируются в пространстве на плоскости, а ведь это так необходимо для успешных занятий в школе. Поэтому в этих играх мы пользовались словесными определениями пространства – сверху, снизу, в центре, справа, слева и т. д.
То же было с цветом и формой: дети неправильно их называли, не всегда узнавали, путали. Постепенно, во время игр все это усваивалось. Большое внимание при составлении детьми узоров мы уделяли цвету. Хотелось научить их применять не только контрастные, но и гармонические сочетания цветов, шире использовать палитру оттенков.
Дети стали самостоятельно выкладывать узоры, стремясь придумать новое сочетание форм и цвета. У них выработалась привычка составлять узоры без образца. Появился большой интерес ко всякого рода узорам. Поэтому, когда я купила калейдоскоп – восторгу их не было предела. Дети готовы были целый день вертеть эту игрушку, любоваться узорами.
Игра калейдоскоп заметно обогатила воображение детей, это отразилось в том, что они стали по-новому, более красиво выкладывать узоры из мозаики. Для этой же цели мы систематически знакомили детей с произведениями народного искусства: дымковской игрушкой (барыня, конь, козлик), хохломской росписью. Кроме того, мы широко использовали в своей работе книгу "Русское народное искусство".
Знакомство с произведениями народного искусства нашло широкое практическое применение в декоративном рисовании – рисунки стали разнообразнее, интереснее по цвету, оригинальнее по композиции.
В мае мы закупили рассаду для нашего цветника. И решили проверить, сумеют ли дети свои умения, приобретенные в играх с мозаикой, применить в жизненной обстановке, перенести из игровой деятельности в реальную жизнь. Для этого мы привлекли их к посадке рассады на клумбе.
Мы сказали детям: "Давайте засадим клумбу цветами, сделаем ее очень – очень красивой! Давайте придумаем и высадим на ней из цветов различные узоры. Ведь это, как в мозаики, только узоры не из форм определенных, а из различных цветов!"
Но предварительно мы предложили детям нарисовать или выложить из мозаики задуманный узор. Дети очень увлеклись заданием. Все выложенные и нарисованные узоры сравнивали, обсуждали, выбирали лучшие.
Наша работа по эстетическому воспитанию детей начинала давать свои плоды. Дети перестали быть равнодушными к красивому. Они жадно искали его повсюду, находили и радовались красоте во всем: в букете полевых цветов, в узоре на игрушке, в цвете неба. Но больше всего нас радовало то, что дети сами стремились создавать что-то красивое: украшали коробочку, рисовали коврик для кукол и т.д.
Так постепенно воспитывались эстетические чувства детей, совершенствовались их умения в художественной деятельности.