Использование ритмотехники "Боди-перкуссия" на физкультурных занятиях и в свободной деятельности с детьми ОВЗ

Часто дети не слышат ритм, метр, не могут воспроизвести простейшие ритмические формулы, а ведь именно ритм является "скелетом" слова.

Поэтому развитие координации движений, ритма, музыкально-ритмических способностей, умению импровизировать следует уделять особое внимание при работе с детьми с речевыми нарушениями.

Одним из средств развития двигательно-ритмических способностей, в понятной и интересной форме, является телесная перкуссия. На занятиях она может принимать самые разнообразные формы, включаться во все нетрадиционные и традиционные виды образовательной деятельности.

"Боди-перкуссия" - перкуссия тела или body percussion - искусство исполнения ритмов, где не используются музыкальные инструменты.

Боди-перкуссия - это превращение своего тела в музыкальный инструмент, когда музыка и ритм создаются без каких-либо инструментов - лишь с помощью хлопков, притопов, щелчков, голоса, скользящих движений

Элементы ритмо - техники "Боди - перкуссия": щелчки, притопы, хлопки, шлепки.

Все эти элементы могут быть представлены в разных видах:

  • хлопок горстью - ладони принимают форму чаши, между ними образуется полое пространство и звук получается глухим;
  • хлопок плоской ладонью, ... в разных местах ладони, ... по пальцам или запястью - каждый раз звук будет разным;
  • шлепки - под шлепками в процессе проведения занятия по ритмике, подразумевается упругий удар кистями рук по бедрам у колен, по плечам. Шлепки дают новую звуковую окраску и могут применяться как сами по себе, так и чередуясь с хлопками и притопами;
  • притопы - одной ногой и поочередное то левой, то правой ногой;
  • щелчок пальцами – извлечение пальцами руки щелкающего звука. Выполняется с помощью создания давления между большим и одним из других пальцев.

Элементы ритмо-техники можно делать как стоя, так и сидя. Каждый из звучащих жестов разучивается сначала отдельно, затем их объединяют друг с другом, причем начинать надо с наиболее легкого: с сочетания шлепков и хлопков. Постепенно можно задействовать все большее количество разных "инструментов", ставя все более сложные как ритмические, так и координационные задачи.

Перкуссии тела могут быть выполнены одним дошкольником, так и несколькими детьми. В дальнейшем вместе с притопами всей ногой можно проводить и другие упражнения: удары носком (пятка остается на полу) или пяткой (носок остается на полу).

В своей работе мы используем ритмо-технику "Боди-перкуссия" на занятиях физкультуры и в повседневной жизни с детьми ОВЗ.

Эта техника способствует:

  1. на физическом уровне она стимулирует понимание тела, контроль над движениями и мышечную силу, координацию и равновесие, имеет массажное воздействие;
  2. на уровне психики она улучшает концентрацию, память и восприятие, когнитивные способности в целом;
  3. в социально-эмоциональной сфере она помогает выстраивать отношения в группе и ведет к снижению беспокойства при социальных взаимодействиях.

Представляем Вашему вниманию примеры некоторых игр.

"Звукобука"

Цель: знакомство с элементами телесной перкуссии.
Описание: Дети получают карточку с изображением элемента ритмотехники "Боди - перкуссии". Задача детей правильно исполнить жест, показанный на картинке.

Знакомство с элементами телесной перкуссииЗнакомство с элементами телесной перкуссии

"Звуковые дорожки"

Цель: понимать схему "Звучащих жестов".
Описание: ребенок получает звуковую дорожку, на которой изображены элементы телесной перкуссии. Ребенку необходимо исполнить ритмический рисунок, соответствующий "звуковой дорожке".

Понимание схемы "Звучащих жестов"Понимание схемы "Звучащих жестов"

"Звукотрон"

Цель: Исполнить элементы ритмотехники "Боди перкуссия" в соответствии со схемой "звуковой дорожки", выбранной самим ребенком или педагогом.
Описание: Пособие состоит из картонной втулки, которая служит основой для крепления "звуковых дорожек", которые вращаются и меняются.

Исполнение элементов ритмотехники в соответствии со схемой "звуковой дорожки"Исполнение элементов ритмотехники в соответствии со схемой "звуковой дорожки"

Использование элементов телесной перкуссии на физкультурных занятиях и в свободной деятельности с детьми с нарушениями речи позволяет сделать рабочий процесс интересным, ярким, полезным.

Применение техники body percussion способствует развитию чувства товарищества, сплоченности у детей, развивает индивидуальное и групповое чувство ритма, навык импровизации, координацию тела ребенка, зрительно-моторную и слухо-моторную координацию.

Ритмотехника "Боди-перкуссия" обладает универсальностью, гибкостью в сочетании с различными методиками педагогического процесса.

Размер:
143.35 Kb
Скачали:
14

Метки к статье: детский сад, обмен опытом, ОВЗ