Часто дети не слышат ритм, метр, не могут воспроизвести простейшие ритмические формулы, а ведь именно ритм является "скелетом" слова.
Поэтому развитие координации движений, ритма, музыкально-ритмических способностей, умению импровизировать следует уделять особое внимание при работе с детьми с речевыми нарушениями.
Одним из средств развития двигательно-ритмических способностей, в понятной и интересной форме, является телесная перкуссия. На занятиях она может принимать самые разнообразные формы, включаться во все нетрадиционные и традиционные виды образовательной деятельности.
"Боди-перкуссия" - перкуссия тела или body percussion - искусство исполнения ритмов, где не используются музыкальные инструменты.
Боди-перкуссия - это превращение своего тела в музыкальный инструмент, когда музыка и ритм создаются без каких-либо инструментов - лишь с помощью хлопков, притопов, щелчков, голоса, скользящих движений
Элементы ритмо - техники "Боди - перкуссия": щелчки, притопы, хлопки, шлепки.
Все эти элементы могут быть представлены в разных видах:
Элементы ритмо-техники можно делать как стоя, так и сидя. Каждый из звучащих жестов разучивается сначала отдельно, затем их объединяют друг с другом, причем начинать надо с наиболее легкого: с сочетания шлепков и хлопков. Постепенно можно задействовать все большее количество разных "инструментов", ставя все более сложные как ритмические, так и координационные задачи.
Перкуссии тела могут быть выполнены одним дошкольником, так и несколькими детьми. В дальнейшем вместе с притопами всей ногой можно проводить и другие упражнения: удары носком (пятка остается на полу) или пяткой (носок остается на полу).
В своей работе мы используем ритмо-технику "Боди-перкуссия" на занятиях физкультуры и в повседневной жизни с детьми ОВЗ.
Эта техника способствует:
Представляем Вашему вниманию примеры некоторых игр.
Цель: знакомство с элементами телесной перкуссии.
Описание: Дети получают карточку с изображением элемента ритмотехники "Боди - перкуссии". Задача детей правильно исполнить жест, показанный на картинке.
Цель: понимать схему "Звучащих жестов".
Описание: ребенок получает звуковую дорожку, на которой изображены элементы телесной перкуссии. Ребенку необходимо исполнить ритмический рисунок, соответствующий "звуковой дорожке".
Цель: Исполнить элементы ритмотехники "Боди перкуссия" в соответствии со схемой "звуковой дорожки", выбранной самим ребенком или педагогом.
Описание: Пособие состоит из картонной втулки, которая служит основой для крепления "звуковых дорожек", которые вращаются и меняются.
Использование элементов телесной перкуссии на физкультурных занятиях и в свободной деятельности с детьми с нарушениями речи позволяет сделать рабочий процесс интересным, ярким, полезным.
Применение техники body percussion способствует развитию чувства товарищества, сплоченности у детей, развивает индивидуальное и групповое чувство ритма, навык импровизации, координацию тела ребенка, зрительно-моторную и слухо-моторную координацию.
Ритмотехника "Боди-перкуссия" обладает универсальностью, гибкостью в сочетании с различными методиками педагогического процесса.