Роль музейной педагогики в жизни дошкольника. Мини–музей "Такие разные куклы"

В наше время научного прогресса остро стоит вопрос о нравственном, патриотическом воспитании детей. Нравственность, традиции, любовь, патриотизм часто становятся лишь отвлеченными понятиями.

Именно в детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, впитывают уважение к своему городу, к Родине, узнают много нового и интересного об их прошлом и настоящем, знакомятся с мастерами, создающими красоту: художниками, скульпторами.

Поэтому чрезвычайно важно в этот период сформировать вокруг ребенка одухотворенную среду, развить эстетическое к ней отношение; подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию произведения искусства.

На помощь взрослым пришла довольно молодая отрасль педагогической науки – музейная педагогика.

Все мы знаем, что игра – это самый важный вид деятельности в воспитании и развитии ребенка. В игре формируется личность ребенка, его морально - волевые качества. Куклы являются одним из наиболее древних видов игрушек: они берут свое начало вместе с человеческой цивилизацией. Вначале куклы носили обрядовый характер, лишь впоследствии приобретая свое игровое значение.

Специалисту по работе с детьми необходимо понимать роль игрушек и, в частности, кукол как средства социализации детей. В связи с этим, учитывая значимость данной темы, мы решили организовать в нашей группе мини-музей.

Цель создания кукольного мини-музея – это не только наличие экспонатов по определенной теме, но и работа по созданию познавательно-воспитательных проектов, в реализации которых принимали бы участие педагог, дети и их родители

Еще одно значение нашего мини музея состоит в том, что в настоящих музеях ничего трогать нельзя, а вот в нашем мини - музее можно. Здесь можно брать экспонаты в руки, рассматривать их, переставлять, менять местами.

В обычном музее ребенок пассивный созерцатель, а здесь он - творец, а также его родители, бабушка и дедушка. Другими словами мини - музей – это результат совместной работы и общения воспитателей, детей и их семей.

Непосредственное общение детей дошкольного возраста с предметами мини-музея оказывает содействие на формирование у них эмоционально-чувственного, осознанного восприятия истории кукол, уважительного отношения к ним и их создателям.

Куклы, представленные в мини-музее весьма многообразны и различны: игровые куклы, обрядовые куклы, обережные куклы, куклы разных народов. Благодаря такой насыщенности предметная среда мини-музея оказывает содействие познавательному, творческому и эмоциональному формированию дошкольников, обеспечивая при этом наглядным материалом образовательно-воспитательную деятельность, что и обеспечивает в полном объеме целостный процесс поликультурного воспитания детей.

Экспонаты мини музея используются в разных видах детской деятельности: проведение экскурсий с детьми, родителями и сотрудниками детского сада, проектная деятельность на базе музея, практическая работа, викторины, мастер-классы для педагогов и родителей.

В рамках музейной работы мы проводим совместные детско-родительские досуги. Нами собран и оформлен информативный материал для родительского уголка "История создания домодельных кукол", проведены консультации для родителей "Баю-баюшки-баю" (с использованием куколки для сна), "Мир лоскутных кукол".

Наши родители постоянно участвуют в пополнении экспозиции мини-музея и подготовке работ выставок-ярмарок, конкурсах. Наш мини-музей – это результат общения, совместной работы воспитателей, детей и их семей.

Работа в музее продолжается: пополняются экспонаты, созданы и пополняются картотека русских народных игр, русского народного фольклора, видеотека.

Мы уверены, что планомерная систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по гражданскому образованию и патриотическому воспитанию.

Всем нам хочется заглянуть в будущее, чтобы хоть одним глазком увидеть своих детей счастливыми, умными, добрыми, уважаемыми людьми – настоящими патриотами своей Родины, услышать из уст маленького ребенка с гордостью сказанные слова: "Я - россиянин! Я горжусь своей страной!"

Размер:
13.8 Kb
Скачали:
9

Метки к статье: детский сад, обмен опытом