Современный подход к развитию речи - рассуждения старших дошкольников

Развитие связной речи является важнейшим условием успешности обучения ребенка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, учащийся может давать развернутые ответы на сложные вопросы, излагать свои собственные суждения, наконец, писать сочинения.

Выделяют три основных типа связной речи: повествование, описание, рассуждение.

В дошкольном периоде прежде всего уделяли внимание описанию и повествованию. А вот формирование умений рассуждать всегда относили к школьному периоду обучения. (Ж. Пиаже, Т.А. Ладыжская, М.Р. Львов)

В большинстве образовательных программ дошкольных учреждений не ставится задача развивать доказательную речь или она не конкретизирована. Вместе с тем, интеллектуальное развитие детей немыслимо без речевого оформления суждений, умозаключений.

К тому же, ряд психологических исследований свидетельствует о возможности обучения дошкольников объяснительной и доказательной речи. (Л. Рубинштейн, Л. Венгер, А.В. Запорожец, П.П. Блонский)

На современном этапе появляются педагоги, которые поднимают вопрос о необходимости развития речи-рассуждения у детей дошкольного возраста. (В.И. Яшина, Н.В. Семенова)
Таким образом, следуя современным требованиям образования, необходимо начинать обучение доказательной речи в старшем дошкольном возрасте и продолжать в школьном.

Рассуждение - это тип монологической речи в форме доказательства. Рассуждение отличается от описания и повествования тем, что в нем отражаются не факты и явления, а мысли, суждения о фактах и явлениях, объяснение причинно-следственных связей какого-либо факта или явления

В построении рассуждения выделяются три части:

  1. тезис (утверждение или отрицание чего-либо);
  2. подтверждение, доказательство тезиса путем аргументации;
  3. вывод-заключение.

Система работы по развитию доказательной речи дошкольников

Для дошкольников рассуждения являются сложным типом связного высказывания. Развитие доказательной речи тесно связано с развитием логического мышления: с умением ребенка классифицировать, сравнивать, замечать похожее и отличное, устанавливать причинно – следственные связи.

Рассуждать можно о том, что хорошо знаешь, т.е. ребенок должен понимать предмет обсуждения. При рассуждении ребенок опирается на имеющиеся знания и опыт. Поэтому важнейшим условием развития речи – рассуждения является познание.

Источником накопления опыта и развития представлений детей об окружающей действительности являются: опыты, наблюдения, беседы, игры и игровые упражнения, речевые логические задачи, восприятие произведений художественной литературы, энциклопедии, телепередачи. Чем больше ребенок знает, тем о большем может рассуждать.

Важно отметить, что процесс познания должен быть активным:

  • сопровождаться вопросами поискового или проблемного характера: зачем, почему, отчего, для чего, откуда;
  • включать выделение существенных признаков, качеств, свойств предметов и явлений окружающего мира, их сравнение и противопоставление;
  • способствовать выявлению причинно – следственных связей.

При обучении детей доказательной речи мы выделяем три группы последовательно решаемых задач.

1 группа задач направлена на формирование умения отражать причинно-следственные связи в речи. Для рассуждения характерны сложноподчиненные предложения, наличие в придаточных предложениях союзов (потому что, так как, затем, чтобы и т.п.), поэтому начинаем свою работу с формирования умения употреблять сложноподчиненные предложения.

Используем такие игры и упражнения как: "Закончи предложение", "Я начну, а ты продолжи", "Логические концовки". Сначала детям предлагаем выявить причину явлений. Используем наглядный материал.

Выяви причину явленийВыяви причину явлений

Затем - следствие. ("Что будет, если…")

СледствиеСледствие

Далее выделяем и причину и следствие. Используем картины - перевертыши "Небылицы", "Нелепицы", также и словесный материал.

Мальчик дома развлекался,
Спички чиркал, любовался,
Вдруг одна упала на пол,
Не заметил ее он.
И сгорел от этой спички
Деревянный жилой дом.

2 группа задач направлена на формирование представлений о сущности речи – рассуждения, функциях данного типа речи, о языковых особенностях доказательной речи.

При реализации этой группы задач мы знакомимся со структурой доказательной речи. Осознанию структуры речи – рассуждения помогает моделирование. Используем структурные и содержательные модели.

Структурные модели подсказывают, как правильно оформить рассуждение.

Структурные моделиСтруктурные модели

Содержательные модели показывают, о чем нужно говорить. Их могут нарисовать сами дети. Например, ниже представлена модель, нарисованная ребенком по вопросу "Почему ласточка – это перелетная птица?"

Содержательные моделиСодержательные модели

Ведущим приемом обучения данному типу речи является коллективное и совместное рассуждение. Также используем пропуск частей, перепутывание частей, дополнение объяснения недостающими аргументами.

Для речевого оформления речи – рассуждения необходимо, чтобы дети усвоили различные языковые средства.

ТезисТезис

Аргументы: во-первых, во-вторых, …
Вывод: значит, следовательно, таким образом, итак.

3 группа задач направлена на развитие способности детей к активному поиску доказательств, умение отображать их в речи.

Приемы: игровые, соревновательные ("Кто больше найдет доказательств?", "Кто лучше докажет?"), провокации: "Я думаю, что это бегемот", "Загадки".

Таким образом, работа, направленная на развитие речи – рассуждения, позволяет сформировать у детей умение пользоваться данным типом речи в различных ситуациях.

Размер:
122.61 Kb
Скачали:
4

Метки к статье: детский сад, обмен опытом