Игры Б.П. Никитина как средство развития дошкольников

Основными направлениями развития детей дошкольного возраста являются интеллектуальное и творческое развитие. Игры Никитина на сегодняшний день очень популярны.

Авторы кубиков – Борис и Елена Никитины – также разработали уникальную методику раннего развития.

Как известно, основная деятельность детей – игра. Основа методики – воспитание свободной и самостоятельной личности посредством игры, в процессе чего ребенок познает окружающий мир.

Играет ребенок без посторонней помощи. Взрослый лишь обеспечивает комфортные условия для игры, чтобы она была доступной, с умеренными требованиями к ребенку. В связи с данными принципами у дошкольника вырабатывается навык самостоятельной творческой деятельности, инициативность, способность принимать решения.

Автор игр Б.П. Никитин опубликовал свое творчество в книге «Ступеньки творчества или развивающие игры». Он детально описал значение, сущность, цель каждой игры, а также представил подробное описание по изготовлению игр.

Все игры Б.П. Никитин опробовал с собственными детьми и получил высокие результаты, доказав, что данного рода игровая деятельность развивает у детей также математические способности. Поэтому его игры не теряют актуальности и популярности уже долгое время.

Развивающая методика Никитина феноменальна и тщательно продумана. В основном, это всевозможные кубики: «Сложи узор», «Уникуб», «Хамелеон» и пр. В каждой игре есть несколько уровней сложности. Для каждого кубика есть образец, а затем ребенок, научившись играть по образцу, уже начинает проявлять фантазию, создавать разнообразные модели и рисунки.

Использование игр Б. Никитина на занятии в детском садуИспользование игр Б. Никитина на занятии в детском саду

Игры проводятся с учетом возрастных особенностей ребенка. Очень важно показывать ребенку, как правильно играть, а также очень подробно все объяснять, проговаривать вслух все детали. Этот принцип важен при игре с детьми 1 – 3 лет. С детьми 3 – 4 лет ребенок играет уже более самостоятельно, а уровень сложности игр повышается.

Очень интересны «Кубики для всех» и «Кирпичики». «Кубики для всех» напоминают тетрис, а «Кирпичики», наоборот, одинаковые по форме. Смысл обеих игр – создание объемных фигур по чертежам. Научившись создавать фигуры по предложенным чертежам, ребенок может научиться создавать собственные уникальные чертежи и собирать по ним фигуры.

Игры «Сложи квадрат» и «Дроби» – это разрезанные картинки, с различными уровнями сложности.

«Сложи квадрат» развивает логическое мышление и цветовое зрение. В ней 23 задачи – 23 разрезанных квадрата с различным уровнем сложности. Смысл игры – собрать квадрат из различных деталей, правильно располагая детали по отношению друг к другу.

Первый этап – изучение цветовых оттенков, то есть закрепление знаний о цветах. Далее объясняем ребенку, что такое квадрат и каковы особенности этой фигуры. На данном этапе квадраты складываем из малого количества частей – двух, трех простых фигур. Затем постепенно и последовательно усложняем задачу, увеличивая количество частей и используя многоугольные фигуры. Сначала квадраты складываем в образце, а затем можно пробовать складывать их без образца.

Следующий этап игры – разрезать целый квадрат. Этот вид игры используется с более старшими детьми. При этом у ребенка активизируется логическое мышление, вариативность, познавательный интерес, развивается ориентировка на бумаге, пространственная ориентировка и ориентировка на плоскости.

«Уникуб» развивает пространственное логическое мышление, знакомит детей с трехмерным пространством. Благодаря данной игре также развивается воображение, аналитическое мышление, конструктивные навыки, навыки счета, внимание, речевые навыки, мелкая моторика.

Все игры Никитина направлены на развитие творчества. Творческий подход помогает ребенку успешно решать разнообразные задачи – развивающие, интеллектуальные и пр.
Таким образом, сущность и особенности игр Никитина можно сформулировать следующим образом:

  • каждая игра основана на выполнении задач различного уровня сложности, с использованием кубиков, кирпичиков и прочих деталей конструктора из бумаги, картона, пластика и пр.;
  • задачи игр разнообразны по форме (модель, плоскостной рисунок в изометрии, чертеж, инструкции), что знакомит ребенка с различными способами передачи информации;
  • задачи ставятся по принципу «от простого – к сложному»;
  • диапазон трудностей в играх очень широк, поэтому они интересны как малышам, так и взрослым;
  • с увеличением уровня сложности игры у ребенка совершенствуется навык самостоятельности, происходит непрерывное развитие различных качеств (в отличие от обучения, где каждая задача объясняется, а ребенок выступает как исполнитель этой задачи);
  • на начальном этапе игры объясняются ее правила и ставятся задачи, после этого ребенок ставит задачи самостоятельно, строит модель, осуществляет практическое решение, учится брать ответы из окружающей действительности;
  • требования к играм не высокие и последовательные, решение задач происходит естественным образом и не форсируется (ребенок может решать задачу любое необходимое количество времени, с неограниченным количеством попыток);
  • задачи в играх не абстрактные, а наглядные (рисунок, узор, конструкция из кубиков, кирпичиков и прочих деталей, то есть осязаемых наглядных материалов);
  • игровые задания неисчерпаемы, так как есть возможность создавать их самостоятельно, что способствует активному развитию творчества и детей, и взрослых.

Также развивающие игры подобного плана можно использовать и на музыкальных занятиях в детском саду. Как известно, музыка – мощное средство развития творческого потенциала ребенка. Как вариант, на музыкальном занятии в детском саду можно играть с детьми в развивающие игры под музыку.

Музыка благотворно влияет на эмоциональное состояние ребенка, а в совокупности с игрой развивающий эффект будет вдвойне интенсивнее. Планируя данного рода музыкальные занятия музыкальному руководителю следует активно взаимодействовать с воспитателем, чтобы создать и поддерживать на занятии необходимые условия.

Таким образом, можно утверждать, что развивающие игры Б.П. Никитина создают особый микроклимат для развития творческих сторон интеллекта ребенка. При этом разные игры развивают разные интеллектуальные качества:

  • внимание, память, особенно зрительную;
  • умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал;
  • способность к комбинированию, то есть умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов; умение находить ошибки и недостатки;
  • пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий.

В совокупности эти качества и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.

Размер:
24.74 Kb
Скачали:
2

Метки к статье: детский сад, обмен опытом