Перемены, происходящие в России в последние десятилетия, глубоко затронули не только социально-экономическую, но и воспитательную, духовно-нравственную сферу жизни общества.
На актуальность проблемы формирования ценностных ориентаций дошкольника, его нравственного облика нам указывает и один из основных документов в сфере дошкольного образования – ФГОС дошкольного образования.
Одной из основных задач, на решение которой направлен ФГОС дошкольного образования, является необходимость приобщения воспитанников к системе общечеловеческих ценностей, "объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества".
Духовно-нравственное воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств и, чтобы слова "Я люблю свою Родину" не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник уже в дошкольном возрасте
Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому, городу, а ведь это основа из основ духовно-нравственного воспитания, его первая и самая важная ступень.
В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше внимания уделяют детям и их воспитанию, растет число неполных, неблагополучных семей. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже.
Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, родного города. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать, заботиться о своих близких, быть внимательными друг к другу, сострадать.
Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке, к своему городу. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Постепенно у дошкольников складывается "образ собственного дома" с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть и любит его. Это чувство "родительского дома" ложится в основу любви к Родине, Отчизне
Способом формирования культурно-исторических и нравственных ценностей у воспитанников является проект "Серпухов Древний".
Цель проекта: духовно–нравственное воспитание дошкольников через приобщение к истории родного города, знакомство с прошлым.
Задачи:
Тип проекта: познавательно-творческий, краткосрочный (2 месяца).
Участники проекта: дети, родители, педагоги.
Подготовительный этап |
Подготовка материала. Разработка цикла бесед по тематике. Создание информационного материала для родителей: папка-передвижка. «Патриотическое воспитание дошкольников», оформление альбома «Серпухов древний». |
Основной этап |
Проведение занятий: 1. «Славное имя Серпухов» 2. «Герб родного города» 3. «Древний Серпуховский Кремль» 4. «Первые поселения земли Серпуховской» 5. «Славный город мастеров» 6. «Серпуховский князь Владимир Андреевич Храбрый» 6. «Серпуховская дружина в Куликовской битве» 6. «Архитектура древнего города» 7. Заключительный этап |
Заключительный этап |
Итоговое занятие: досуг «Что? Где? Когда?» |
Итоговым результатом является проведение открытого досуга "Игра-викторина "Что? Где? Когда?", в ходе которого определяется уровень знаний детей по патриотическому воспитанию; при этом учитывается активное участие детей в различных видах деятельности.
Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь. Освоение доступных знаний об истории родного города, края.