Цель развлечения: развивать интерес к русским народным традициям, танцам.
Задачи:
В нарядно украшенном зале накрыт стол для праздничного чаепития, на столе самовар. Хозяйка и дети в русских народных костюмах.
Ведущая (она же Хозяйка):
На завалинках в светелке иль на бревнышках каких
Собирали посиделки пожилых и молодых.
При лучине ли сидели, иль под светлый небосвод –
Говорили, песни пели и водили хоровод.
Быт людей отмечен веком, поменялся старый мир.
Нынче все мы по "сусекам", личных дач или квартир.
Наш досуг порою мелок, и чего там говорить:
"Скучно жить без посиделок, их бы надо возродить!"
Тара-ра, тара-ра, идут девки со двора.
Песни петь и плясать всех вокруг забавлять
Вход девочек с платками" под музыку "Топ-топ, каблучок"
Хозяйка: Наша изба – ровно тепла.
На дворе капель, а у нас тепель.
Домом жить – не лукошко шить,
Домом жить – не развеся уши ходить,
Домом жить – обо всем тужить.
Дом вести – не лапти плести.
- Загадаю вам девицы–молодушки, одну загадку:
Солнце пригревает, снег повсюду тает, птицы прилетают.
Когда это бывает? (Весной)
Девочка: Где ты, солнышко, проснись?
Где ты, скворушка, вернись!
Сыпать снег зима устала, кап-кап-кап, весна настала.
Идет Матушка-весна, отворяйте ворота!
Хозяйка: Расступись, честной народ, не пыли дорожка
Добры молодцы идут погулять немножко.
Мальчикам раздать шумелки, а девочкам раздать белые платочки. Вход мальчиков с шумелками под музыку "Топ-топ, сапожок".
Мальчики: Девочки-беляночки, где ж вы набелилися?
Девочки: Мы вчера коров доили, молоком умылися!
Хозяйка: Красны-девицы, да добры-молодцы,
Собирайтесь, наряжайтесь, на гулянье отправляйтесь.
Дети исполняют парный танец "Сударушка"
Дети: Бабушка, а что ты нам интересного припасла?
Хозяйка: Я весной на завалинке, а зимой в горнице посиживаю.
Сижу, на народ гляжу, все запоминаю и в корзинку собираю.
Где моя корзиночка - копилочка? Вот она!
Сяду рядышком на лавку вместе с вами посижу.
Загадаю вам загадку, кто смышленый погляжу.
В избе – изба, на избе – труба.
Зашумело в избе, загудело в трубе.
Видит пламя народ, а тушить не идет. (печь)
Под крышей четыре ножки,
А на крыше – суп да ложки. (стол)
В небо дыра, в землю дыра,
А в середине огонь да вода? (самовар)
Хозяйка: Да, чайку бы сейчас ароматного да пахучего.
Да водицы у нас нет… Вот и ведра пустые стоят.
Девочка: Вдоль по бережку лебедушка плывет
Выше бережка головушку несет
Она крылышком помахивает, на цветы водицу стряхивает.
Хозяйка: Девицы-молодушки, молодушки-лебедушки,
Посылаю вас под горушку по водицу.
Будем праздник продолжать, будем петь и танцевать!
Девочки поют "Посылали молодицу"
(Три ведерка, шесть ложек, три девочки танцуют, а остальные поют и отстукивают ритм ложками)
Посылали молодицу под горушку по водицу (2 раза)
Лели, лели. Лели - лей – подпевай веселей.
А водица далеко, а ведерко велико (2 раза)
Лели, лели, Лели - лей, подпевай веселей.
Наша Маша подрастет, Маша силы наберет,
Станет по воду ходить, ведра полные носить
Лели, лели, Лели-лей, подпевай веселей (2 раза)
Хозяйка: В дом заходите – вас приглашаем!
Вот уж стоит на столе самовар.
Ярко на солнце боками сверкая,
Весело пускает колечками пар.
Чашки и блюдца ждут не дождутся:
"Вкусного чая налейте скорей.
С медом, вареньем, с плюшкой, печеньем",
Вот как на Руси принимают гостей.
- Ну где же наш самовар?
Дети исполняют инсценировку песни "Пых, пых, самовар"
(Мальчик-самовар в центре, дети – полукругом)
1. На опушку вышли мы под вечерок
И набрали шишек полный кузовок.
Припев: Пых, пых, самовар весело шумит,
Пых, пых, самовар чаем угостит!
2. Чашки, ложки, блюдца на столе звенят,
Дзынь-ля-ля, - смеются и зовут ребят.
3. Хмурится пузатый чайник заварной,
Говорит ребятам: Кипяток крутой!
4. Только выпьем чашку, снова чай налит,
Самовар от счастья радостно блестит!
Хозяйка: Хорошо, весело поете, да и чай у нас в самоваре - ароматный!
- Но нет проку в этом веселье, если старики молодых уму-разуму не поучат, да что-то новое не расскажут…
Дети исполняют пляску "Покажи нам, бабушка"
(дети перестраиваются по всему залу)
Дети: Покажи нам бабушка, как бабушки ходят,
Покажи нам бабушка, как бабушки ходят.
Бабушка: Шаг вперед и два назад, ноги слушать не хотят.
Все вместе: Шаг вперед и два назад, ноги слушать не хотят.
Эх, ха! Оха-ха, походочка неплоха! (приседают, руки на бочок, ногу на каблук, руки разводят в стороны; кружатся на дробном шаге)
Дети: Покажи нам бабушка, как дедушки ходят,
Покажи нам бабушка, как дедушки ходят,
Бабушка: Они ходят – не спешат, все в присядку норовят. (приседают и встают, руки разводят в стороны и ставят на бочок)
Все вместе: Они ходят – не спешат, все в присядку норовят.
Эх, ха! Оха-ха, походочка неплоха!
Дети: Покажи нам бабушка, как девицы ходят,
Покажи нам бабушка, как девицы ходят,
Бабушка: Они ходят: прыг да скок, под собой не чуя ног, (Подскоки на каждую ногу)
Все вместе: Они ходят: прыг да скок, под собой не чуя ног,
Эх, ха! Оха-ха, походочка неплоха!
Дети: Покажи нам бабушка, как молодцы ходят,
Покажи нам бабушка, как молодцы ходят,
Бабушка: Они ходят: по пятам, голова по сторонам (шаги с носочка с поворотами головы на каждый шаг)
Все вместе: Они ходят: по пятам, голова по сторонам
Эх, ха! Оха-ха, походочка неплоха!
Дети: Покажи нам бабушка, как парочки пляшут,
Покажи нам бабушка, как парочки пляшут.
Бабушка: Они пляшут: стук да стук, с носочка на каблук.
Все вместе: Они пляшут: стук да стук, с носочка на каблук.
Эх, ха! Оха-ха, походочка неплоха!
Хозяйка: Ребята, посмотрите, а копилочка моя пуста, кончились загадки, а что же в нее положить еще надо подумать, может вы мне подскажете?
Дети говорят по-очереди пословицы и поговорки
Хозяйка: Вот спасибо, положу народную мудрость в свою копилочку.
- И всех мам мы поздравим с праздником, да порадуемся за то, что у них такие красны девицы да добры молодцы!
- Русь талантами богата,
Русь талантами полна,
Если будут петь ребята,
значит, будет жить она!