Цель: закрепить знания детей о некоторых представителях животного мира Висимского заповедника.
Задачи:
Материалы и оборудование: 2 мольберта, 2 стола, 2 подноса, 2 изображения природы Висимского заповедника, корзина, мягкая игрушка "заяц", ноутбук, экран, проектор; книга Д.Н. Мамин-Сибиряк "Аленушкины сказки", интерактивная книга "Висимский заповедник" (сверстанная из рисунков детей); музыка "Звуки природы".
Мультимедийные средства: презентация "Виртуальное путешествие в Висимский заповедник".
Раздаточный материал: клеевой карандаш, животные (бумажные), фигуры в форме воздушных шаров разного цвета (бумажные), очки из бумаги.
Словарная работа: виртуальное путешествие, экскурсовод, заповедник, "доска настроения".
Предварительная работа: беседа "Знакомство с Висимским заповедником"; рассматривание иллюстраций Висимского заповедника; просмотр презентации "Природа родного края - Урал"; беседа "По страницам красной книги России"; лепка, рисование животных, птиц и растений; чтение книги Д.Н. Мамина-Сибиряка "Аленушкины сказки"; рисование животных, растений, птиц для изготовлении книги "Висимский заповедник".
На экране на протяжении всего занятия демонстрируется презентация "Виртуальное путешествие в Висимский заповедник".
- Здравствуйте ребята! Я очень рада видеть ваши добрые лица и лучистые глазки!
- Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу! Вставайте в круг и повторяйте за мной.
Здравствуй правая рука, (протягиваем вперед)
Здравствуй левая рука, (протягиваем вперед)
Здравствуй друг, (беремся одной рукой с соседом)
Здравствуй друг, (беремся другой рукой)
Здравствуй, здравствуй дружный круг. (качаем руками)
Мы стоим рука в руке, вместе мы большая лента,
Можем маленькими быть, (приседаем)
Можем мы большими быть, (встаем)
Но один никто не будет
Вы друг другу улыбнитесь, улыбнулись друг другу,
И на стульчики садитесь. (сели на стулья)
– Ребята, сегодня утром я шла мимо парка и услышала, что кто - то тихонько плачет под кустом.
- Раздвинув ветви, я увидела маленького зайчика. Мне стало жаль его и я взяла его с собой в детский сад.
- По дороге, я спросила зайчика, кто он и откуда, и вот что он мне рассказал.
"Родился зайчик в лесу и всего боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнет птица, упадет с дерева ком снега – у зайчика душа в пятки.
Боялся зайчик день, боялся два, боялся неделю, боялся год; а потом вырос он большой, и вдруг надоело ему бояться.
– Никого я не боюсь! – крикнул он на весь лес.
– Вот не боюсь нисколько, и все тут!
– И волка не боюсь, и лисицы, и медведя – никого не боюсь!
– Ежели мне попадется волк, так я его сам съем.
Дальше случилась совсем необыкновенная вещь. Тут язык у хвастуна точно примерз.
Заяц увидел глядевшего на него Волка. Другие не видели, а он видел и не смел дохнуть. Заяц-хвастун подпрыгнул кверху, точно мячик, и со страху упал прямо на широкий волчий лоб, кубарем прокатился по волчьей спине, перевернулся еще раз в воздухе и потом задал такого стрекача, что, кажется, готов был выскочить из собственной кожи.
Долго бежал несчастный Зайчик, бежал, пока совсем не выбился из сил. Ему все казалось, что Волк гонится по пятам и вот-вот схватит его своими зубами.
Наконец обессилел бедняга, закрыл глаза и замертво свалился под куст..."
– Ребята, кто-нибудь догадался, что это за заяц и где вы о нем слышали?
– Конечно, это заяц хваста. А слышали вы о нем в "Сказке про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост" которую написал Д.Н. Мамин-Сибиряк.
– А как вы думаете, почему же наш храбрый заяц плакал?
– Плакал зайчик, потому что заблудился.
– А знаете, куда заяц держал путь?
– В поселок Висим на родину своего автора - Мамина-Сибиряка, для того чтобы передать книгу "Аленушкины сказки" своим родственникам - зайцам, которые живут в Висимском заповеднике.
- А как туда добраться он не знает.
– Ребята, что-же делать, давайте поможем зайцу?
– Давайте вместе с зайцем, не выходя из зала, отправимся в путешествия в Висимский заповедник.
– Хотите знать как мы туда попадем?
– Предлагаю это сделать при помощи виртуальных очков и компьютера. Такое путешествие называется "виртуальным".
- Надевайте очки, и повторяйте за мной волшебные слова: "Раз-два-три... виртуальные очки в Висимский заповедник перенеси".
– Вот мы и оказались в Висимском заповеднике. Снимайте очки.
– Ребята, посмотрите на экран. Это карта, где красным цветом изображена территория Висимского заповедника. На карте все выглядит очень маленьким, а на самом деле это большая территория с лесами, полями, озерами, болотами, с разнообразием растений и животных.
– Ребята, давайте вспомним, что такое заповедник?
Заповедник – это участок территории охраняемый человеком, где оберегаются редкие растения, животные
– Да, и главная задача заповедников - сохранить и увеличить количество редких видов животных, растений, рыб, насекомых.
– А теперь давайте с вами поиграем в игру "Запрещается-разрешается", с помощью которой мы вспомним правила поведения в лесу и в заповеднике.
– Я буду задавать вопросы, а вы будете не просто отвечать "запрещается" а топать ногами, а если "разрешается" то хлопать.
– Жизнь здесь течет по своим правилам и устанавливает эти правила сама природа.
– В заповедник люди приходят на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест.
– А как называют человека который проводит экскурсии? (экскурсовод)
– Правильно - это экскурсовод. Вашим экскурсоводом сегодня буду я.
– Ой, ребята, смотрите, кто это?
Крыса мускусная я,
В норке вся моя семья,
Сама норка - на горе,
А вход в норку - в воде.
– Кто это ребята? (ондатра)
Серая шубка, мех серебристый,
Очень красивая, хвостик пушистый,
Если вам немного повезет,
Орешек из руки у вас возьмет.
А от вас летит как стрелка,
Ну конечно это - … (белка)
– На спине его иголки
Удивительно как колки,
Их руками не возьмешь,
Потому что это… (еж)
Бурый он и косолапый,
Ловит рыбу мощной лапой.
А еще он любит мед!
Кто сластену назовет? (медведь)
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост - ее краса.
Этот зверь лесной - … (лиса)
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко
Рога раскинув широко. (лось)
У тихой заводи речной
Он построил дом весной,
Без пилы и топора
Дом построен у ... (бобра)
Все время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щелк,
Кто скажите это - … (волк)
Враг полевок, птиц и белок,
Не упустит всех, кто мелок.
Цвет каштановый, лоснится.
Это шустрая… (куница)
Много бед таят леса.
Волк, медведь там и лиса!
Наш зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги...
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется? ... (зайка)
– Необходима разрядка, нам нужна звериная зарядка.
Раз – присядка, два – прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснутся (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться (потянуться)
Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая ладошкой рот)
Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнуть (прогнуться вперед в спине)
И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях)
Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу)
Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)
И кому зарядки мало – (развести руки в стороны)
Начинаем все сначала! (повторить 2 раза)
– Вот мы и встретили родственников нашего зайчика. Теперь зачик сможет передать книгу "Аленушкины сказки".
– Давайте и мы подарим им книгу про Висимский заповедник, сделанную из ваших рисунков.
– Зайчик остается погостить в заповеднике, а нам пора возвращаться в детский сад.
– Наше виртуальное путешествие подошло к концу. Надевайте виртуальные очки и повторяйте за мной волшебные слова: "Раз-два-три... виртуальные очки в детский сад нас перенеси".
– Ребята, снимайте очки, посмотрите, перед вами 2 мольберта а на них закреплены 2 изображение природы Висимского заповедника.
– Так же на столике лежат изображение животных которых мы встретили в заповеднике и фигуры в форме воздушных шаров разного цвета.
– Животных мы будим размещать на картине. Я открою вам секрет, мы будем с вами создавать не просто картину а "доску настроения" (Moodboard).
– Рядом с животным вы будите приклеивать фигуры в форме воздушных шаров того цвета который вам нравиться, который больше всего отражает ваше настроение в этот момент.
– Для работы с "доской настроения" вам необходимо поделиться на две команды. (Выполнение задания)
– Ребята, красивые ли "доски настроения" (Moodboard) у вас получились?
– Теперь вы сможете всем детям и родителям рассказать и показать красоту Висимского заповедника.
– Вам понравилось занятие? Что вам понравилось больше всего? А что нового узнали или сделали?
– Сегодня мы вспомнили что такое заповедник, кто такой экскурсовод, узнали как проходят виртуальные путешествия и сделали "доску настроения" (Moodboard).