Дошкольный возраст является сенситивным периодом, который характеризируется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению, а также развитием творческого мышления.
Одним из средств развития образно-ассоциативного мышления, памяти детей дошкольного возраста является метод эйдетики, который направлен на развитие всех видов памяти, в единстве с творческим мышлением, воображением.
Ребенок получает представления об окружающем мире в процессе активной непроизвольной деятельности. Одним из самых эффективных средств сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста является игра. Она способствует быстрому овладению знаниями, навыками и умениями, благодаря увлекательной форме усиливает познавательные возможности ребенка.
В процессе игры дети могут помогать друг другу, подсказывать, что способствует социализации. Мною были разработаны развивающие планшеты, которые содержат ряд игр детей младшего дошкольного возраста (2-4 года).
Данные игры формируют у детей элементарные понятия о сенсорных эталонах величины, цвета, ориентировки в пространстве, самостоятельности, социализации, а так же улучшают концентрацию внимания, моторику пальцев, развивают способность правильного зрительного восприятия окружающих предметов
Предложенные планшеты могут использовать педагоги дошкольного образования, а также родители, заинтересованные в полноценном развитии своего ребенка.
Данный планшет учит различать и называть размеры предметов: большой, поменьше, маленький. Тренировать умение различать три медведя и называть цвета.
Для игры понадобится: планшет, фигурки трех медведей разного размера: большого, среднего и маленького; тарелки, кровати и стулья.
Помните сказку про трех медведей. Давайте пойдем к ним в гости. Взрослый привлекает внимание детей к планшету, где медведи расположены в ряд.
Как выдумаете, кто из них папа-медведь?
А почему вы так думаете? (потому что, он самый большой)
Где мама-медведица? Какая мама-медведица? (поменьше)
А где Мишутка? Какой он? (самый маленький)
Воспитатель предлагает детям еще раз показать самого большого медведя, медведя поменьше, самого маленького медведя, проговаривая размер.
А давайте сделаем медведям подарки. На столе лежат по три тарелочки, три стула, три кровати. Подумайте, что вы подарите папе-медведю. Почему?
Что подарите маме-медведице? Почему?
Что подарите Мишутке? Почему?
Все свои действия дети проговаривают, тем самым запоминая размеры, развивают внимательность, речевую деятельность, память.
Данный планшет учит детей четко понимать и различать понятия "высокий", "низкий".
Формировать пространственное образное мышление. Закреплять геометрические фигуры: "Квадрат", "Прямоугольник", "Треугольник".
Наклеивать детали изображения в нужное место. Развивать речевое внимание, тонкие движения мелкой моторики.
Для игры понадобится планшет, фигурки: домки разных размеров, животные. (жираф, медведь и заяц)
Дети, подумайте, кто в каком домике живет? В каком домике живет жираф?
В самом высоком домике. Почему вы так решили?
А в каком домике живет медвежонок? Он живет в домике пониже. Почему?
Теперь подумайте и скажите - какой домик подойдет для зайки?
Для зайки подойдет домик самый низкий. А почему? (Можно детям предложить расставить по цветам крыши домов, разложить по размерам окна у домов)
Данный планшет учит развивать способности соотносить животное с местообитанием, формирование представления о жизни в природе или рядом с человеком.
Для игры понадобится планшет с картинками животных и их жилище. Воспитатель предлагает воспитанникам рассмотреть карточки, изображающие зверей, птиц, рыбок, насекомых.
Рассказать, какие бывают животные (дикие и домашние). Дикие звери и птицы обитают в природных условиях, не нуждаются в помощи человека, самостоятельно добывают пищу, делают логова и гнезда. А домашние питомцы не могут существовать без человеческой помощи, получают корм от хозяина, живут в построенном им жилище.
Данный планшет позволяет закреплять с детьми названия разных цветов. Развивать память, внимание, речь детей.
Для игры понадобится планшет, фигурки разных цветов. Ребенок берет любую картинку, которая ему понравится, объясняет, что это за предмет и какого он цвета, и кладет картинку соответствующего цвета отдел игрального поля.
Данный планшет учит закреплять название овощей-фруктов, уточнять, активизировать словарный запас по теме "Фрукты - сад, Овощи - огород".
Для игры понадобится планшет, картинки овощей и фруктов, форма в виде кастрюли. Детям предлагается сварить из фруктов и ягод компот, а из овощей суп.
Компот из яблок (какой) – яблочный; полезный; вкусный; кисло-сладкий; витаминный и т.д. (это комплекс упражнений, направленный на тренировку памяти: запоминание информации с максимальной точностью используя образ, звук, запах, вкус, тактильное ощущение)
Закрепление знания детей о столовой посуде, активизировать их речь; воспитывать культуру поведения во время еды, заботливое отношение к кукле.
На планшете лежат картинки посуда: чайная, столовая, кухонная и тд. Кукла Даша рядом сидит за столом.
- Дети, Дашу надо покормить обедом, - говорит воспитатель и показывает на стол, за которым сидит кукла. На стол будем класть лишь то, что нужно для обеда.
По просьбе воспитателя дети находят так все предметы, которые потребуются для кормления куклы: тарелки (глубокая и мелкая), вилка и ложка (большая и маленькая), хлебница, чашка; правильно их называют и красиво расставляют на столе. И при каждом правильном действии дети хлопают в ладоши. В конце игры воспитатель просит детей пожелать Даше хорошего аппетита.
Можно обыграть это с настоящей посудой. Ребенку завязать глаза и по тактильным ощущениям должен угадать что за посуда у него в руках.
(цветные деревянные палочки)
Варианты игры:
На начальном этапе палочки используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу знакомятся с цветами, размерами и формами.
На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков, используют схемы узоров как в цветном варианте, так и в черно-белом.
И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий. Заниматься планшетами можно как индивидуально, так и с группой детей.