Дидактические игры по сенсорному развитию для детей младшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст является сенситивным периодом, который характеризируется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению, а также развитием творческого мышления.

Одним из средств развития образно-ассоциативного мышления, памяти детей дошкольного возраста является метод эйдетики, который направлен на развитие всех видов памяти, в единстве с творческим мышлением, воображением.

Ребенок получает представления об окружающем мире в процессе активной непроизвольной деятельности. Одним из самых эффективных средств сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста является игра. Она способствует быстрому овладению знаниями, навыками и умениями, благодаря увлекательной форме усиливает познавательные возможности ребенка.

В процессе игры дети могут помогать друг другу, подсказывать, что способствует социализации. Мною были разработаны развивающие планшеты, которые содержат ряд игр детей младшего дошкольного возраста (2-4 года).

Данные игры формируют у детей элементарные понятия о сенсорных эталонах величины, цвета, ориентировки в пространстве, самостоятельности, социализации, а так же улучшают концентрацию внимания, моторику пальцев, развивают способность правильного зрительного восприятия окружающих предметов

Предложенные планшеты могут использовать педагоги дошкольного образования, а также родители, заинтересованные в полноценном развитии своего ребенка.

Игра "Большой - маленький"

Данный планшет учит различать и называть размеры предметов: большой, поменьше, маленький. Тренировать умение различать три медведя и называть цвета.

Игра "Большой - маленький"Игра "Большой - маленький"

Для игры понадобится: планшет, фигурки трех медведей разного размера: большого, среднего и маленького; тарелки, кровати и стулья.
Помните сказку про трех медведей. Давайте пойдем к ним в гости. Взрослый привлекает внимание детей к планшету, где медведи расположены в ряд.
Как выдумаете, кто из них папа-медведь?

А почему вы так думаете? (потому что, он самый большой)
Где мама-медведица? Какая мама-медведица? (поменьше)
А где Мишутка? Какой он? (самый маленький)

Воспитатель предлагает детям еще раз показать самого большого медведя, медведя поменьше, самого маленького медведя, проговаривая размер.
А давайте сделаем медведям подарки. На столе лежат по три тарелочки, три стула, три кровати. Подумайте, что вы подарите папе-медведю. Почему?

Что подарите маме-медведице? Почему?
Что подарите Мишутке? Почему?
Все свои действия дети проговаривают, тем самым запоминая размеры, развивают внимательность, речевую деятельность, память.

Игра "Высокий – низкий"

Данный планшет учит детей четко понимать и различать понятия "высокий", "низкий".
Формировать пространственное образное мышление. Закреплять геометрические фигуры: "Квадрат", "Прямоугольник", "Треугольник".
Наклеивать детали изображения в нужное место. Развивать речевое внимание, тонкие движения мелкой моторики.

Игра "Высокий – низкий"Игра "Высокий – низкий"

Для игры понадобится планшет, фигурки: домки разных размеров, животные. (жираф, медведь и заяц)
Дети, подумайте, кто в каком домике живет? В каком домике живет жираф?
В самом высоком домике. Почему вы так решили?

А в каком домике живет медвежонок? Он живет в домике пониже. Почему?
Теперь подумайте и скажите - какой домик подойдет для зайки?
Для зайки подойдет домик самый низкий. А почему? (Можно детям предложить расставить по цветам крыши домов, разложить по размерам окна у домов)

Игры "Помоги животным найти свой домик"

Данный планшет учит развивать способности соотносить животное с местообитанием, формирование представления о жизни в природе или рядом с человеком.

Игры "Помоги животным найти свой домик"Игры "Помоги животным найти свой домик"

Для игры понадобится планшет с картинками животных и их жилище. Воспитатель предлагает воспитанникам рассмотреть карточки, изображающие зверей, птиц, рыбок, насекомых.

Рассказать, какие бывают животные (дикие и домашние). Дикие звери и птицы обитают в природных условиях, не нуждаются в помощи человека, самостоятельно добывают пищу, делают логова и гнезда. А домашние питомцы не могут существовать без человеческой помощи, получают корм от хозяина, живут в построенном им жилище.

Игра "Подбери по цвету"

Данный планшет позволяет закреплять с детьми названия разных цветов. Развивать память, внимание, речь детей.

Игра "Подбери по цвету"Игра "Подбери по цвету"

Для игры понадобится планшет, фигурки разных цветов. Ребенок берет любую картинку, которая ему понравится, объясняет, что это за предмет и какого он цвета, и кладет картинку соответствующего цвета отдел игрального поля.

Игра "Помоги кукле Маше сварить обед"

Данный планшет учит закреплять название овощей-фруктов, уточнять, активизировать словарный запас по теме "Фрукты - сад, Овощи - огород".
Для игры понадобится планшет, картинки овощей и фруктов, форма в виде кастрюли. Детям предлагается сварить из фруктов и ягод компот, а из овощей суп.

Игра «Помоги кукле Маше сварить обед»Игра «Помоги кукле Маше сварить обед»

Компот из яблок (какой) – яблочный; полезный; вкусный; кисло-сладкий; витаминный и т.д. (это комплекс упражнений, направленный на тренировку памяти: запоминание информации с максимальной точностью используя образ, звук, запах, вкус, тактильное ощущение)

Игра "Кукла Даша обедает"

Закрепление знания детей о столовой посуде, активизировать их речь; воспитывать культуру поведения во время еды, заботливое отношение к кукле.

На планшете лежат картинки посуда: чайная, столовая, кухонная и тд. Кукла Даша рядом сидит за столом.

Игра "Кукла Даша обедает"Игра "Кукла Даша обедает"

- Дети, Дашу надо покормить обедом, - говорит воспитатель и показывает на стол, за которым сидит кукла. На стол будем класть лишь то, что нужно для обеда.

По просьбе воспитателя дети находят так все предметы, которые потребуются для кормления куклы: тарелки (глубокая и мелкая), вилка и ложка (большая и маленькая), хлебница, чашка; правильно их называют и красиво расставляют на столе. И при каждом правильном действии дети хлопают в ладоши. В конце игры воспитатель просит детей пожелать Даше хорошего аппетита.

Можно обыграть это с настоящей посудой. Ребенку завязать глаза и по тактильным ощущениям должен угадать что за посуда у него в руках.

Игра "Повтори узор"

(цветные деревянные палочки)

Варианты игры:

  • составить узор по образцу;
    составить узор по памяти.

На начальном этапе палочки используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу знакомятся с цветами, размерами и формами.

Игра "Повтори узор"Игра "Повтори узор"

На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков, используют схемы узоров как в цветном варианте, так и в черно-белом.

И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий. Заниматься планшетами можно как индивидуально, так и с группой детей.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!