Сенсорная интеграция – это взаимодействие всех органов чувств, то есть упорядочивание ощущений и раздражителей таким образом, чтобы человек мог адекватно реагировать на определенные стимулы и действовать в соответствии с ситуацией.
Таким образом, сенсорная интеграция – это организация сенсорной информации для построения адаптивного ответа.
Большую роль в развитии сенсорной интеграции играют дидактические игры. Использование дидактических игр в НОД и в свободное время расширяют представление ребенка об окружающем мире, обучают его наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет, фактуру, издаваемый звук), а также устанавливать простейшие взаимосвязи.
Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса.
Игра – естественный способ развития ребенка. Только в игре ребенок радостно и легко, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения
Детям интересно потому, что они любят играть. Роль взрослого в этом процессе - поддерживать интерес детей.
Настольная игра "Веселая рыбалка" – отличный тренажер для развития ловкости и координации, ребенок развивает кисть, ладонь и пальцы, активно совершенствуя хваткость и проворность. Улучшая координацию, он также улучшает внимание, реакцию, мышление.
Развитие мелкой моторики влечет за собой развитие речи, интеллекта в целом. Одновременно тренируя правую и левую руку, ребенок задействует оба полушария мозга, повышая и логические, и творческие способности. Он быстрее думает и лучше видит несколько путей решения различных задач.
При действии с водой у ребенка развиваются различные рецепторы, что обеспечивает сенсорное развитие и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем.
Цель игры: формирование интереса к игре с цветом, навыка дифференциации зеленого и желтого цветов, развитие тактильной чувствительности, осязания, зрительного восприятия.
Задачи игры:
Правила игры: при помощи удочки нужно поймать рыбку. Снять ее с удочки, назвав цвет рыбки (я поймал зеленую рыбку, или желтую). Положить рыбку на тарелочку, затем позвонить в колокольчик такого же цвета, как и рыбка.
Варианты игр:
Дошкольный возраст в жизни каждого ребенка – очень важный период для его дальнейшего развития. Ведь в это время развивается и формируется "фундамент его личности". В дошкольном возрасте происходит обогащение чувственного опыта через совершенствование работы разных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного, двигательного, кожно-мышечного, обонятельного, вкусового, осязательного).
В настоящее время ни для кого уже не секрет, что развитие тактильных ощущений ребенка напрямую связано с развитием речи и интеллекта. Пальчики ребенка – важный орган, который несет ответственность за развитие его мыслительной деятельности. Ребенок прикоснулся к шероховатой или гладкой поверхности? Что он почувствовал?
В этот момент он сравнивает различные поверхности. Чем тоньше тактильные ощущения малыша, тем точнее он может сравнивать, объединять и разграничивать окружающие его предметы и явления, т.е. наиболее успешно мыслить.
Цель игры: развитие тактильного восприятия у детей.
Задачи:
Необходимые материалы: силуэты шапочек и помпонов к ним разного размера, клей, ткань разной фактуры и другие материалы (кожа, мех, крупы, гофрированный картон, фольга, бархатная бумага и т.д.) Заполнить силуэты головных уборов этими материалами, вырезав и приклеив их внутри шапочек и помпонов.
Этапы игры: познакомить ребенка с игрой, дать обследовать предложенные шапочки. Попросить описать свои ощущения от каждой шапочки и подобрать к каждой шапочке нужный помпон.
Работа с "тактильными шапочками" строится следующим образом: сначала дети знакомятся с шапочками и обучаются приемам обследования, сравнения поверхностей, нахождению по описанию.
Детям предлагают тактильные шапочки разного размера, цвета и выполненные из разного материала. Они поочередно рассматривают и ощупывают все шапочки. Затем учатся соотносить поверхности тактильных шапочек с определенным предметом, животным, эмоциональным состоянием. (бархат – мягкий, как котенок; гофра - ребристая, картон - гладкий, пайетки - блестящие, шероховатые)
Представленный дидактический материал применяется в коррекционной работе с детьми 4-7 лет на занятиях по подготовке к обучению грамоте. Пособие рассчитано для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми дошкольного возраста с ТНР.
Цель: овладение материалом по подготовке к обучению грамоте.
Задачи:
Задания рассчитаны на то, чтобы дети производили со словами различные действия:
Методические рекомендации по использованию дидактического материала
Прежде, чем приступить к работе с данным дидактическим материалом, необходимо, чтобы дошкольники были знакомы с терминами "звук", "слово", характеристикой звука, с протяженностью слова и делением его на части. Данное пособие можно использовать как при изучении нового материала, так и при закреплении.
Необходимые материалы: набор фишек: красная - гласный звук; синяя - согласный твердый звук; зеленая - согласный мягкий звук.
Цель: упражнять детей правильно характеризовать звуки, в выделении звука в слове.
Ход игры
Взрослый показывает картинку. Ребенок правильно называет слово, определяет позицию заданного звука в слове, дает характеристику звука. Воспитанник подбирает соответствующие фишки к данным звукам. (зеленая, синяя, красная)
Цель: закреплять умения проводить звуковой анализ и синтез слов.
Ход игры
Взрослый показывает картинку. Ребенок правильно называет слово, называет каждый звук в слове, выкладывает с помощью фишек.