Экологическое воспитание – это процесс формирования у человека ответственного и сознательного отношения к окружающему миру, процесс активного и непосредственного участия в уменьшении уже нанесенного вреда планете, так же убежденности в необходимости рационально использовать природные ресурсы.
Экологическое воспитание проходит через все образовательные области дошкольного образования и его элементы встречаются во всех видах детской деятельности.
Мы знаем, что дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития любых качеств личности, является фундаментом основы личности ребенка. Именно в этом возрасте закладываются отношения к окружающему миру, в том числе и к природе.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирование у дошкольников основ культуры рационального природопользования
На сегодняшний день остро встает вопрос о загрязнении окружающей среды, это и различные выбросы высокотоксичных химических веществ в воздух и в воду, и огромные свалки бытового мусора и т.д. Но что же можем сделать мы, обычные воспитатели в наших детских садах с нашими маленькими воспитанниками. Как повлиять на эти глобальные проблемы. Все просто! Как сказал Конфуций (китайский философ) - "Хочешь изменить мир – начни с себя".
В нашей группе, как и во всех детских садах, уходит в мусор много бумаги (ненужные детские рисунки, старые книги, раскраски, ненужная документация и т.д.) Иногда бывают акции по сбору макулатуры и что успели собрать - уходит на переработку и приносит пользу, выполняя большую роль в сохранении природы. Но подобные акции не постоянны и много бумаги все же приходится выбрасывать в мусор, даже не замечая этого.
Мы исправили ситуацию – бумагу в нашей группе не выбрасываем, а складываем в специальную коробку (приемник). Эта идея не разовая акция, а является образом жизни нашей группы и в дальнейшем станет традицией детского сада.
Цель нашей традиции: привлечь внимание дошкольников и их родителей к проблеме загрязнения окружающей среды; раздельного сбора отходов и их вторичной переработки; к рациональному использованию природных ресурсов.
Задачи:
Занимаясь с дошкольниками данной идеей, мы находимся в тесной взаимосвязи с занятиями по развитию речи, познавательной и изобразительной деятельности, математики, а также с различными видами игровой и трудовой деятельности, что способствует разностороннему развитию детей.
Ребята узнали:
Дошкольники знают, что на производство 1 тоны бумаги необходимо: спилить от 10 больших и до 20 маленьких деревьев, которым не менее 10 лет; использовать 20 000 литров воды, которой хватило бы на целые сутки активного использования для 100 людей; и 1000 квт электроэнергии, которой бы хватило на 400 фонарей, работающих в течении всей ночи.
Ребята знают, что при производстве бумаги в воздух и воду попадают высокотоксичные вредные химические вещества. А если вместо деревьев использовать макулатуры для производства новой бумаги, то загрязнение воды и воздуха значительно снижается, экономится электроэнергия и вода и 50 кг макулатуры спасут одно небольшое десятилетнее дерево.
В нашей группе, в "приемник" мы с детьми собираем неудачные детские рисунки и другие бумажные работы, ненужный документационный материал. Дети с огромным удовольствием приносят из дома макулатуру, участие принимают ребята младшей группы и родители. Как только "приемник" наполняется мы вместе аккуратно складываем содержимое и взвешиваем.
Результаты размещаем на наглядном панно. Когда количество макулатуры достигает 50 кг, то на панно появляется дерево. Ребята знают, что 50 кг макулатуры спасает одно маленькое дерево. Пока что в нашем саду выросло только одно дерево! Но наша работа продолжается!