Сравнение свойств бумаги, металла и дерева.
Возрастная группа: дети старшего дошкольного возраста.
Цель: формирование представлений детей о качествах и свойствах материалов наиболее пригодных для изготовления кормушки для птиц в ходе экспериментально-исследовательской деятельности.
Задачи:
Предварительная работа: наблюдения за зимующими птицами, беседа о роли человека в жизни зимующих птиц, совместная с родителями акция "Птичья столовая".
Оборудование и материалы: бумага, железо, дерево, ножницы, емкости с водой, гвоздики, корм для птиц, кормушки.
Этап |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Организационный момент. Выяснить представления детей о жизни зимующих птиц, их питании зимой, о роли человека.
|
На основе игровой мотивации, вызвать у детей желание оказать помощь зимующим птицам. Чтение стихотворения - Покормите птиц зимой, пусть со всех концов, К вам слетятся, как домой стайки на крыльцо, Приучите птиц в мороз, к своему окну. Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну! |
Слушают художественное произведение, проявляют интерес. |
Вводная часть. Формировать у детей интерес к экспериментально-исследовательской деятельности. |
Беседа «Какая кормушка лучше?» |
Дети отвечают на вопросы педагога, высказывают предположения. |
Основная часть. Совершенствовать исследовательские навыки детей; Развивать умения делать умозаключительные выводы.
|
У каждого ребенка лежат материалы: бумага, железо, дерево. Педагог предлагает потрогать, погладить поверхность бумаги. Какая она? (исследуют на ощупь железо, дерево). Дает попробовать смять бумагу. Получилось? - Попробуйте смять лист железа, дерева. Какой вывод можно сделать? Бумага мнется, а железо и дерево - нет. - Возьмите ножницы. Попробуйте разрезать лист бумаги, Трудно вам было? - Попытайтесь ножницами разрезать лист железа, кусочек дерева. Каков ваш результат? - Сделаем вывод. (бумага режется, а железо и дерево нет) - А сейчас оторвите по кусочку. - Что скажите? (бумага рвется, а железо и дерево нет) - Давайте узнаем, как поведут эти материалы в воде, впитывают они воду или нет? Опускаем материалы в емкость с водой. По мере впитывания бумага утонула, утонул лист железа, не тонет дерево. Вынимаем материалы из воды, рассматриваем (бумага впитывает воду, железо и дерево нет) - Ребята, как вы думаете, какой из этих материалов точно не подойдет? (бумага) - Почему? (рвется, режется, мнется, впитывает воду) - Попробуем определить, что лучше подойдет: железо или дерево? Предлагаю поиграть в игру «Что у человека, что у птицы?» - Вы правильно сказали: у птицы есть коготки. А для чего им нужны острые коготки?-Сейчас мы попытаемся определить в какой материал (железо или дерево) лучше вонзятся коготки. Предлагаю взять гвоздики и поэкспериментировать. Вывод: за деревянную поверхность коготки уцепятся лучше. Насыпаем зерна, пшена на железную поверхность и на деревянную. Слегка подуем. На какой поверхности пшено лучше держится? Вывод: на деревянной поверхности корм лежит надежнее. - Приложим ладошку к железной пластине, к дереву. Какая поверхность более холодная? Вывод: дерево хранит тепло. - Ну что ж, ребята, по-моему, здесь все ясно. Какой материал лучше всего подойдет для изготовления кормушки? Конечно, дерево. |
Дети исследуют по предложению педагога свойства бумаги, металла, дерева |
Заключительная часть. Воспитывать заботу о птицах. Развивать у детей коммуникативные качества, умение работать и играть в коллективе. |
Показ деревянной кормушки, принесённой из дому родителями ребёнка. Дерево - природный материал, и в природе птицы чаще обитают на деревьях, а не на железных трубах Чем покормим птиц? (пшеном, семечками, крошками хлеба, синичку - салом, снегиря - рябиной). |
Рассматривание, обсуждение предназначения частей кормушки. |