Проект для старшей группы компенсирующей направленности "Путешествие в страну умелых рук"

Моторика – сфера двигательных функций организма и связанных с ними физиологических явлений.

Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности.

Другими словами формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов исходящих от рук. Кроме того доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находятся в прямой зависимости от степени развития движений пальцев рук

Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняют овладение письмом. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание.

Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей, способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное сохранению психологического и физического развития детей.

Цели проекта:

  • Развитие мелкой моторики у детей с ОНР в играх и упражнениях.
  • Развитие творческих способностей в разных видах продуктивной деятельности, кружковой работе.

Задачи:

  • Выявить индивидуальные способности детей в развитии мелкой моторики.
  • Развивать тактильную чувствительность рук детей.
  • Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.
  • Развивать внимание, воображение, творческие способности у детей.
  • Формировать умение следовать и действовать в соответствии с инструкцией.
  • Сформировать элементарные специфические графические навыки.

Участники проекта: воспитатель, учитель-логопед, дети 5-6 лет, родители.

Срок реализации проекта: 1 неделя. (каникулярная)

Формы работы:

  • Пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры, пальчиковые игры по музыке.
  • Массаж.
  • Театральные представления.
  • Рисование разными методами (художественное творчество).
  • Работа с лабиринтами.
  • Музыкальная деятельность.
  • Заучивание стихов
  • Консультация для родителей
  • Фотоколлажи, конкурс поделок
  • Задания детям: дорисуй, продолжи, штриховка, со счетными палочками выполни фигуру
  • Пластилинография

I этап – подготовительный

  1. Изучение методической литература.
  2. Пополнение информационного и дидактического материалов.
  3. Обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми.
  4. Провести диагностику по выявлению уровня развития мелкой моторики ручной умелости детей.
  5. Оформит карты сенсорного развития детей.

II этап – основной

  1. Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
  2. Практические упражнения по развитию мелкой моторики.
  3. Взаимодействие с родителями. Проведение индивидуальных бесед, консультаций, мастер-классов для родителей. Совместная деятельность: воспитатель+родители+дети.

III этап – итоговый

  1. Проведение открытого занятия кружка "Мастерилка".
  2. Оформление выставки "Руки мамы, руки папы и мои ручонки".
  3. Оформление фотоколлажа "Вместе с мамой, вместе с папой".

Планирование и организация деятельности

Мероприятия

Цель

1 Этап "Подготовительный"

1.

Подбор методической литературы, наглядно-дидактических пособий,

демонстрационного материала

Создать условия для реализации проекта

2.

«Круглый стол» с участием родителей и детей

Обсудить цели и задачи проекта, сформулировать интерес у родителей

3.

Провести диагностику по выявлению уровня развития мелкой моторики

Определить уровень развития мелкой моторики у детей

4.

Оформление сенсомоторных карт

Проанализировать полученные данные, подготовить индивидуальные рекомендации

5.

Оформление картотеки пальчиковых игр

Пополнять картотеку пальчиковых игр

6.

Подборка пальчиковой гимнастики по темам

Создать условия для реализации проекта

7.

Оформить картотеку для родителей «Пальчиковые игры с предметами домашнего обихода»

Пополнять картотеку, заинтересовать родителей в проведение игр с пальчиками дома

8.

Оформление аудиотеки пальчиковых игр

Создать условия для реализации проекта

9.

Оформление театра пальчиковых игр: «Сорока – белобока», «Моя семья» и  т.п.

Создать условия для реализации проекта

2 Этап "Основной"

1.

Оформление выставки методической литературы «Пальчиковые игры для родителей»

Просвещение родителей по данной теме

2.

Создание сенсомоторного уголка в группе

Создание условий для реализации проекта

3.

Путешествие в страну ладошек и пальчиков

Развивать мелкую моторику рук

4.

Проведение массажа ладоней и пальчиков

Учить проводить массаж рук самостоятельно

5.

Консультация для родителей «Сделай вместе с детьми»

Заинтересовать родителей в проведении пальчиковых игр для формирования устной речи ребёнка

6.

Оформление дидактического пособия «Волшебная муфточка»

Пополнять сенсомоторный уголок дидактическими пособиями

7.

Утреннее приветствие каждый день пальчиками со словами приветствия

Развивать мелкую моторику, учить детей правилам поведения, закреплять волшебные слова

8.

Кружковая работа

Кружок «Мастерилка»

Развитие мелкой моторики, творческих способностей, воображения

9.

Театрализованное представление, театр на пальчиках

Учить инсценировать сказки при помощи рук, развивать мелкую моторику, использовать музыкальное сопровождение

10.

Работа с лабиринтами

Учить пальцем водить по лабиринтам

11.

Рисование пальчиками

Развивать мелкую моторику, воображение

12.

Домашнее задание для родителей

Подбор фотографий, работа родителей с ребёнком

Заинтересовать родителей в проведении разных занятий с ребенком, развивая мелкую моторику рук.

13.

Задания детям: Выполнение фигурки из палочек (сначала по образцу)

Развивать воображение, мелкую моторику

14.

Заучивание стихов при помощи рук «Расскажи стих руками»

Учить запоминать стихи руками, развивать мелкую моторику рук

15.

Пластилинография

Развивать мелкую моторику, творчество, воображение

16.

Консультация для родителей «Развиваем руки – чтоб учиться и писать и красиво рисовать»

Создавать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развитие навыков ручной умелости

17.

Музыкальная деятельность «Пальчиковые игры под музыку»

Развивать музыкальные способности, учить детей чувствовать ритм музыки, развивать мелкую моторику

18.

Задания детям: «Дорисуй картинку», «Продолжи узор»

Развитие мелкой моторики

19.

Конкурс для родителей и детей «Руки мамы, руки папы и мои ручонки» (поделки)

Создавать условия для совместной деятельности детей и родителей, развивать творчество, воображение, мелкую моторику

20.

Рисование по трафаретам, фигурам, линейкам

Развитие графической моторики, мелкой моторики

21.

Штриховка в сюжетной картинке

Использование разных видов штриховок, развитие руки ребенка

3 Этап "Итоговый"

1.

Проведение открытого мероприятия  совместно с родителями «Путешествие в страну умелых рук»

2.

Оформление выставки поделок «Руки мамы, руки папы и мои ручонки»

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!