Моторика – сфера двигательных функций организма и связанных с ними физиологических явлений.
Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности.
Другими словами формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов исходящих от рук. Кроме того доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находятся в прямой зависимости от степени развития движений пальцев рук
Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняют овладение письмом. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание.
Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей, способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное сохранению психологического и физического развития детей.
Цели проекта:
Задачи:
Участники проекта: воспитатель, учитель-логопед, дети 5-6 лет, родители.
Срок реализации проекта: 1 неделя. (каникулярная)
Формы работы:
№ |
Мероприятия |
Цель |
1 Этап "Подготовительный" |
||
1. |
Подбор методической литературы, наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала |
Создать условия для реализации проекта |
2. |
«Круглый стол» с участием родителей и детей |
Обсудить цели и задачи проекта, сформулировать интерес у родителей |
3. |
Провести диагностику по выявлению уровня развития мелкой моторики |
Определить уровень развития мелкой моторики у детей |
4. |
Оформление сенсомоторных карт |
Проанализировать полученные данные, подготовить индивидуальные рекомендации |
5. |
Оформление картотеки пальчиковых игр |
Пополнять картотеку пальчиковых игр |
6. |
Подборка пальчиковой гимнастики по темам |
Создать условия для реализации проекта |
7. |
Оформить картотеку для родителей «Пальчиковые игры с предметами домашнего обихода» |
Пополнять картотеку, заинтересовать родителей в проведение игр с пальчиками дома |
8. |
Оформление аудиотеки пальчиковых игр |
Создать условия для реализации проекта |
9. |
Оформление театра пальчиковых игр: «Сорока – белобока», «Моя семья» и т.п. |
Создать условия для реализации проекта |
2 Этап "Основной" |
||
1. |
Оформление выставки методической литературы «Пальчиковые игры для родителей» |
Просвещение родителей по данной теме |
2. |
Создание сенсомоторного уголка в группе |
Создание условий для реализации проекта |
3. |
Путешествие в страну ладошек и пальчиков |
Развивать мелкую моторику рук |
4. |
Проведение массажа ладоней и пальчиков |
Учить проводить массаж рук самостоятельно |
5. |
Консультация для родителей «Сделай вместе с детьми» |
Заинтересовать родителей в проведении пальчиковых игр для формирования устной речи ребёнка |
6. |
Оформление дидактического пособия «Волшебная муфточка» |
Пополнять сенсомоторный уголок дидактическими пособиями |
7. |
Утреннее приветствие каждый день пальчиками со словами приветствия |
Развивать мелкую моторику, учить детей правилам поведения, закреплять волшебные слова |
8. |
Кружковая работа Кружок «Мастерилка» |
Развитие мелкой моторики, творческих способностей, воображения |
9. |
Театрализованное представление, театр на пальчиках |
Учить инсценировать сказки при помощи рук, развивать мелкую моторику, использовать музыкальное сопровождение |
10. |
Работа с лабиринтами |
Учить пальцем водить по лабиринтам |
11. |
Рисование пальчиками |
Развивать мелкую моторику, воображение |
12. |
Домашнее задание для родителей Подбор фотографий, работа родителей с ребёнком |
Заинтересовать родителей в проведении разных занятий с ребенком, развивая мелкую моторику рук. |
13. |
Задания детям: Выполнение фигурки из палочек (сначала по образцу) |
Развивать воображение, мелкую моторику |
14. |
Заучивание стихов при помощи рук «Расскажи стих руками» |
Учить запоминать стихи руками, развивать мелкую моторику рук |
15. |
Пластилинография |
Развивать мелкую моторику, творчество, воображение |
16. |
Консультация для родителей «Развиваем руки – чтоб учиться и писать и красиво рисовать» |
Создавать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развитие навыков ручной умелости |
17. |
Музыкальная деятельность «Пальчиковые игры под музыку» |
Развивать музыкальные способности, учить детей чувствовать ритм музыки, развивать мелкую моторику |
18. |
Задания детям: «Дорисуй картинку», «Продолжи узор» |
Развитие мелкой моторики |
19. |
Конкурс для родителей и детей «Руки мамы, руки папы и мои ручонки» (поделки) |
Создавать условия для совместной деятельности детей и родителей, развивать творчество, воображение, мелкую моторику |
20. |
Рисование по трафаретам, фигурам, линейкам |
Развитие графической моторики, мелкой моторики |
21. |
Штриховка в сюжетной картинке |
Использование разных видов штриховок, развитие руки ребенка |
3 Этап "Итоговый" |
||
1. |
Проведение открытого мероприятия совместно с родителями «Путешествие в страну умелых рук» |
|
2. |
Оформление выставки поделок «Руки мамы, руки папы и мои ручонки» |