Поддержание детской инициативы через реализацию технологии "Клубный час"

В практике дошкольного образования и воспитания существуют разнообразные технологии развития личности ребенка.

Несмотря на это, технология "Клубный час" для работы с детьми и их родителями приобрела свою актуальность в условиях реализации ФГОС ДО.

Инновационный подход "Клубного часа" способствует развитию детской инициативы, дает возможность ребенку быть активным и самостоятельным в выборе содержания своего образования, вовлекает родителей в образовательный процесс дошкольной образовательной организации.

Изучив опыт проведения "Клубного часа" в других образовательных организациях, было решено использовать технологию и в своей работе с детьми старшего дошкольного возраста. Анализ показал, что следуют разнообразные типы проведения "Клубного часа": свободный, деятельностный, тематический. Все они способствуют выбору деятельности по своему желанию, свободному перемещению по детскому саду, содействуют объединению детей в разные возрастные групп по инициативе дошкольников.

Следует отметить, что вначале организаторами технологии выступают взрослые: воспитатели, педагоги-специалисты дошкольной организации, родители воспитанников. Своеобразие технологии проведения "Клубного часа" заключается в том, что его проводят сами дети. Одни выступают в роли учеников, а другие - в роли наставников. Содержание определяется исходя из интересов и умений воспитанников десткого сада.

Ребенок демонстрирует различные умения по выбранной теме, становится творцом своего замысла, учится брать на себя ответственность за свои решения и поступки. Признание за ребенком права иметь свое мнение, выбирать занятия по душе, партнеров для реализации задумки, способствует формированию у него личностной зрелости и, как следствие, чувства ответственности за свой выбор.

Цель технологии "Клубного часа по интересам" – поддержание детской инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности детей старшего дошкольного возраста

Началом работы над проектом послужили увлечения наших воспитанников, их желание поделиться своими умениями (танцевать, играть в шахматы, плести из резиночек, делать куклы-обереги и др.) и знаниями с другими детьми.

У нас стало традицией проводить "Клубный час" по пятницам, на котором присутствуют оба воспитателя. Подготовка к "Клубному часу по интересам" проходит в несколько этапов.

На подготовительном этапе происходит наблюдение за детьми, сбор информации об умениях, интересах, увлечениях детей дошкольного возраста (чем любят заниматься дома, какие секции, дошкольные объединения посещают дошкольники). Выявляется, чему могут научить дети друг друга.

Исходя из видов деятельности, выбранных детьми и степени готовности детей, определяются наставники. Первую четверку наставников составляют самые активные дети, умеющие увлечь и организовать других ребят, готовых поделиться с ними своими знаниями и умениями.

Работа на основном этапе начинается с подготовки дома, где ребята вместе с родителями:

  • подготавливают необходимые атрибуты;
  • изготавливают образцы и заготовки для "учеников";
  • репетируют свое выступление;
  • изготавливают афиши своих выступлений.

В понедельник мы представляем ребятам наставников предстоящей недели. Задача наставников: набрать себе учеников по интересам, пригласить ребят в свой клуб,отрекламировать его.

Задача воспитателей: содействовать развитию дружеских взаимоотношений между детьми. Воспитатели наблюдают как дети распределяются по группам, чем руководствуются при выборе наставников, помогают нерешительным детям определиться с выбором наставника.

Наставники в течение недели выбирают место для проведения мастер-класса, продумывают детали проведения. Воспитатель спрашивает: "Где будешь заниматься с детьми? Что тебе для этого нужно? Какая помощь нужна?"

В пятницу, перед началом "Клубного часа по интересам" происходит представление наставников и темы их мастерских. На данном этапе "ученики" утверждаются в своем выборе и расходятся по местам своего выбора. На эту деятельность отводится примерно 20-25 минут.

Важно отметить, что воспитатели выступают в роли наблюдателей, которые выявляют проблемы, возникающие у детей, обсуждают и находят пути решения этих проблем с детьми и их родителями. Помощь ребенку в осознании своих переживаний, выражение их словами, содействует формированию у них умений проявлять чувства социально приемлемыми способами.

После завершения мастер-классов и уборки рабочих мест, участники собираются на анализ реализации деятельности. На данном этапе важно проанализировать удалась ли задумка. чему научились ученики, какие результаты достигнуты, чему хочется научиться на следующей неделе. На заключительном этапе происходит демонстрация результатов - продуктов детской деятельности: фото, видео, создание творческой копилки и выставка для родителей дошкольников.

"Клубный час по интересам" такая технология работы, которая позволяет каждому участнику реализовать свои потребности в гармоническом развитии личности, самоутвердиться посредством предвкушения успеха от своей деятельности, демонстровать самостоятельность и творчество в создаваемых продуктах деятельности

Опыт показал, что участники проекта испытывают радость, удовольствие от самоутверждения себя. Выполняя самостоятельную деятельность (без помощи взрослого), удовлетворяется потребность у дошкольника в общении, игре и познании.

Справедливо отмечено, что данный вид деятельности способствует развитию творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Опыт работы по технологии "Клубный час по интересам" представлен в рамках обмена педагогического опыта опытно-экспериментальной площадки по введению ФГОС ДО. Опыт работы получил положительные отзывы со стороны родителей воспитанников детского сада, администрации дошкольной организации.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: детский сад, обмен опытом